Презентация Метапредметный подход в преподавании физики, как фактор формирования ключевых компетенций у обучающихся
Районная практическая конференция«Мониторинг учебных достижений обучающихся в условиях новых ФГОС» ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: Учитель физики: Андреева Полина НиколаевнаМБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»2016 год Итоговая работа разработка урока в свете ФГОС по теме: Что же это такое, метапредметный подход в обучении? Какие компетенции относятся к ключевым? Как они формируются через метапредметныйподход в преподавании физики? Мы должны попробовать разобраться:
Надо учить не содержанию науки,а деятельности по её усвоению.В.Г.Белинский Знание только тогда знание, когда оно приобретеноусилием своей мысли, а не памяти. Л.Н.Толстой «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.» Томас Эдисон Перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться. Именно на это нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Данный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и уже с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире. знания метазнания метапредметность мониторинг Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи. КАКОВА ИХ СУЩНОСТЬ? Модель метапредметных взаимодействий Учебный предметнового типа, в основекоторого лежитмыследеятельностныйтип интеграцииучебного материала Новая образователь-ная форма, котораявыстраивается поверх традицион-ных уроков 1. Выходом за предметы, но не уходя от них, она не может быть оторвана от предметности.2. Работой с деятельностью учащегося, передачей ему в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания,3. Учением обучающихся применять способы действия не зависимо от предметной области. 4. Обобщением системы понятий, которые используются везде,а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. 5. Самостоятельностью работы ученика с новым понятием на разном предметном материале. 6. Созданием условий для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он будет промысливать, прослеживать происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново будет открывать эти понятия, или можно сказать, он «переоткрывает» открытие Метапредметность характеризуется Данный предмет обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитиеличности обучающегося, учит видеть ипонимать ситуацию в целом, вырабатывать собственную позицию и умение ее отстаивать. При попадании в проблемную ситуацию учит не только анализировать ее мыслительно, но и вырабатывать собственную точку зрения. Учащиеся осваивают технику – видеть одно и тоже явление одновременно с разных позиций. Данный предмет формирует способность работать с понятиями, систематизирующую способность, т.е. способность работать с системами знаний.. Данный предмет формирует у учащихся способность схематизации, учит выражатьс помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то что пытаются промыслить,то, что хотят сделать, это позволяет им более осознанно использовать графические изображения, а значит учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. На данном метопредмете учащиеся получают знания о разных типах задач и способах их решения, формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирование способов решения. Данный предмет предполагает развитие таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия. И если произойдет правильное, назовем «проникновение», метапредметного содержания с предметным содержанием, вспомните, выше мы говорили о « переоткрытии» открытия, вот тогда ситуация будет принята, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется Что же это такое, метапредметный подход в обучении? Какие компетенции относятся к ключевым? Как они формируются через метапредметныйподход в преподавании физики? ТЕМА Мы должны попробовать разобраться:
В современных образовательных стандартах Метапредметное содержаниеобразования является общим для всех предметов ценностно – смысловые общекультурные, учебно – познавательные информационные, коммуникативные, социально – трудовые компетенции личностного совершенствования. Ключевые компетенции,относящиеся к метапредметномусодержанию Что же это такое, метапредметный подход в обучении? Какие компетенции относятся к ключевым? Как компетенции формируются через метапредметный подход в преподавании физики? ТЕМА Мы должны попробовать разобраться:
Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся Этому способствует: разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала,возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. вовлечение во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), Все это:обеспечивает развитие научного мышления и творческих способностей. Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 3 типов: традиционные уроки с долей интеграции метапредметов «Проблема», «Смысл», «Задача» ит.д.интегрированные уроки - уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.)обобщающие уроки, которые обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала, именно на них повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары с проведением исследовательских работ. традиционные уроки с долейинтеграции метапредметов «Проблема», «Знак», «Задача» и т.д.тема: АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА» интегрированные уроки - уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.) Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках физики Решение качественных задач Астрономические наблюдения Решение экспериментальных задач Научно практические конференции Факультативная деятельность Проблемный эксперимент Проектная деятельность обобщающие уроки, именно на них повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары с проведением исследовательских работ. Что же это такое, метапредметный подход в обучении? Какие компетенции относятся к ключевым? Как компетенции формируются через метапредметный подход в преподавании физики? ТЕМА Мы должны попробовать разобраться:
Слово рефлексия - обращение назад, как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Литература: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.3. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) 4. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»