Презентация Современный урок с точки зрения обеспечения развития познавательных интересов младших школьников.


Современный урок с точки зрения обеспечения развития познавательных интересов младших школьниковУчитель начальных классов Иванова Елена ВладимировнаМОУ «Школа №71 имени П. Ф. Батулы города Донецка» «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Н.А. Умов Особенности современного урокаСовременный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. ● Создается доброжелательная атмосфера. ● Формируется высокий уровень мотивации. ● Придаётся большое значение способам учебной работы. ● Уделяется особое внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу. Организационные основания урока ● Работают все и работает каждый. ● Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. ● Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. ● Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. ● Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия. Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.Учитель – консультант, наставник, партнер.Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся. Процесс обучения должен вызывать у ребенкаинтенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов. Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.Наиболее продуктивными считаю: ● Игровые формы; ● Организация групповой, парной и индивидуальной работы; ● Организация самостоятельной деятельности учащихся; ● Создание конкретных ситуаций, их анализ; ● Постановка вопросов, активизирующих диалог. ● Проблемное обучение.Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л. Н. Толстой. Игра«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С. ФренеДидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способ достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Проблемные методыНе от знания к проблеме,а от проблемы к знанию.Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальныхусилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попыткисравнить, выделить наиболее важные положения.Проблемная ситуация - сравнение двух или болеевзаимоисключающих друг друга точек зрения. Метод проектовМетод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.Использую на уроках окружающего мира:«В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моейфамилии» и на уроках математики: «Числа в загадках, пословицах и поговорках». Занимательный материалРебусы Загадки СкороговоркиДятел дуб долбил,Да не додолбил.За шоссе шуршали мыши в камыше.Добр бобёр к бобрятам.В огороде мышку-крошкуЛовко ловит лапой кошка. Нельзя забывать, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому на уроках не обойтись без красочной наглядности, литературных персонажей и сказочных героев. Вывод«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе, которые позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.