Роль предметов естественнонаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся


Роль взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихсяПедагог дополнительного образования объединения «Юный химик»Андреева Светлана АнатольевнаМуниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Россия, следуя курсу интеграции в европейское образовательное прост-ранство, развивает систему общего образования на основе системно-деятель-ностного подхода. Так Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса вобщеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых: учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологическихособенностей обучающихся; активная учебно-познавательная деятельность; формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывномуобразованию.Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательнойактивности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения.При всей многоплановости подходов к понятию «познавательная активность»можно выделить две наиболее типичных точки зрения:1) познавательная активность как деятельность;2) познавательная активность как черта личности. Семь правил развития познавательной активности в обучении естественных наукПравило 1. СНАЧАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, А ЗАТЕМ УЧЕНИЕ.Правило 2. ПРЕЖДЕ ВЕЩЕСТВО, А ЗАТЕМ ЕГО СТРОЕНИЕ.Правило 3. СНАЧАЛА ПРАКТИКА, А ЗАТЕМ ТЕОРИЯ.Правило 4. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ и БИОЛОГИЮ В КОНТЕКСТЕ.Правило 5. НУЖНЫ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ.Правило 6. ФОРМУЛЫ И УРАВНЕНИЯ ПОЗНАЕМ ЧЕРЕЗ РАСЧЁТЫ.Правило 7. СОЗДАЁМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Межпредметные связи усложняют содержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных предметов.  Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами:односторонние МПС на уроках по смежным предметам на основе репродуктивного обучения и элементов проблемности;усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельности учащихся в поиске их решения;включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков);разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих МПС как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки учебной программы. Необходимы последовательные стадии в формировании умений осуществлять межпредметные связи:пробуждение познавательного интереса учащихся к решению межпредметных задач, их распознавание и осознание ими необходимости использовать знания из разных дисциплин;отработка отдельных способов творческой деятельности на основе межпредметных связей;синтез частных умений в целостное умение комплексного применения знаний при решении межпредметных задач. Основным условием успешного переноса предметных знаний выступают сходство, аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в серии межпредметных познавательных задач определенного типа. На уроках необходимо побуждать учащихся к самостоятельному решению таких задач с выполнением ими действий по образцу и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний. Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников. Процесс формирования мировоззренческой направленности познавательных интересов включает этапы:пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности;развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач;укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания). Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями.домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.межпредметные наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время, когда выпускник общеобразовательного учреждения должен иметь не только определённый багаж знаний, но и готовность к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни, возрастает значимость познавательной активности школьников. Среди ведущих идей, составивших основу разработанной модели изучения естественных наук, следует выделить: приоритет познавательного интереса перед обучением; приведение методов обучения в соответствии с уровнем познавательной активности учащихся их индивидуальными особенностями, учебной ситуацией в классе; направленность методов обучения на стимулирование познавательных мотивов; создание ситуации успеха; развитие познавательных стратегий учащихся; спиралевидный характер развития познавательной активности, предполагающий прохождение всех уровней познавательной активности в ходе изучения одной темы, и осуществление нового витка спирали, при изучении последующей темы, но уже на более высоком уровне, что соответствует постепенному развитию от познавательной активности как деятельности к познавательной активности как к свойству личности.