Презентация методической разработки Эффективность словарной работы на уроках русского языка


* Автор методической разработки учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары Мешкова Татьяна Валериевна * Содержание 1. Введение2. Общие положения3. Приемы обучения словарной работе на уроках русского языка4. Основные требования к выполнению словарной работы по русскому языку5. Методические рекомендации по повышению эффективности словарной работы на уроках русского языка6. Рекомендуемая литература Приложения * ЦЕЛЬ: Систематизация различных подходов к проведению словарной работы на уроках русского языка в среднем звене (5-9 классы) * Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной и средней школе с точки зрения состояния проблемы. 3. Определить условия эффективности организации словарной работы по русскому языку с учащимися 5-9 классов. 4. Выявить динамику постепенного усложняющихся – с учетом принципа преемственности и перспективности – форм работы со словом5. Выявить зависимость повышения уровня знаний, приобретения прочных умений и навыков от организации систематической словарной работы по русскому языку с учетом принципа преемственности и перспективности. Актуальность проблемы Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Активное владение словарём-минимумом предполагает усвоение норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении, а также стилистических возможностей отдельных слов и словосочетаний * обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей способствует глубокому усвоению программного материала служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся * Приемы обучения словарной работе на уроках русского языка Работа над семантикой словаРабота с паронимамиСловарно-орфографическая работа Работа над правописанием изучаемого словаВиды словарных заданий Упражнения для обогащения словаря учащихся дальше * Работа над семантикой слова выяснение значения слова по толковому словарю подбор синонимов (лозунг – призыв) подбор антонимов (ненавидеть – любить)словообразовательный анализ (безмятежный←мятежный←мятеж)этимологический анализ (лукавый – от лука – «изгиб, кривизна», то есть лукавый – «криводушный, неискренний, лживый)перевод (интернациональный – международный) включение трудных по семантике слов в предложения для разборасоставление связных текстов по опорным словам назад * Работа с паронимами • Ответ на вопрос, например: Что называют посланием, а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?• Словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом, например: крепостной слуга в доме помещика (дворовый); дворянин, состоящий в штате царского двора (придворный)• Подбор синонимов (ср. невежа — грубиян, невежда — неуч, притязание — претензия, притяжение — тяготение)• Словообразовательный анализ (ср. биография — гр. bios — жизнь - grapho — пишу, т. е. жизнеописание, автобиография — гр. autos — сам + биография, т. е. описание своей жизни)• Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа, например: искусный мастер — искусственный цветок, получить признание — выразить признательность) назад * Словарно-орфографическая работа представление нового слова, с которым учащиеся знакомятся на урокетолкование лексического значенияэтимологический анализ. Данный анализ применяют для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. Анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным. Например: «здравствуйте». Приветствие это родилось из выражения «я здравствую тебя, т. е. желаю тебе здоровья»освоение орфографического написания словавведение нового слова в активный словарь детей назад * Работа над правописанием изучаемого слова Знакомство с новым словомПроизношение рассматриваемого слова, опреде-ление гласной в сильной позиции, количества слоговРешение орфографических задач: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Запись в тетрадь, постановка ударения, выделение гласной (согласной), которую надо при письме запомнить Подбор однокоренных слов, сочетаемый с элементарным лексическим анализом Составление предложений с любым из однокоренных слов назад * Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихсяВключение трудных по семантике слов в предложения для разбора Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на з/с подбираются имена существительные (воззвание, возрождение, восстание и др.) и имена прилагательные (безвольный, беззаветный, бескорыстный и др.), глаголы (воссоединяться, избирать, истреблять) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений (отработать барщину, уплатить оброк) Составление связных текстов по опорным словам. Например, в рассказе о герое Отечественной войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, героический, доблестный, решающий, самоотверженный. назад * Упражнения для обогащения словаря учащихся Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово) Орфоэпический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)Зрительные диктантыЗадание “Объясни разницу” - работа с паронимами Проверочные словарные диктанты назад * 1) расширяет знания детей - за год учащиеся усваивают много новых для себя слов, узнают о многозначности слов, что тоже развивает их речь; 2) закрепляет грамматические знания, как например: а) неопределённая форма глагола (ведь все глаголы даются именно в этой форме);б) совершенный и несовершенный виды глагола ( в словаре глаголы даются парами: удалять – удалить);в) возвратность глаголов (улучшить – улучшиться);г) части речи (простор – имя существительное, просторный – имя прилагательное, простираться – глагол, просторно – наречие);д) полная и краткая форма имён прилагательных (счастливый – счастлив);е) синонимы и антонимы (профессия – специальность; нехотя – с удовольствием)3)воспитывает любовь к русскому языку * Основные требованияк выполнению словарной работы по русскому языку Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, учитель должен:во-первых, расширять активный словарь учащихся с учётом возрастных возможностейво-вторых, научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилейв-третьих, помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления. * Методические рекомендации по повышению эффективности словарной работы на уроках русского языка В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. * На уроках слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом * Эффективна словарная работа на уроках русского языка предполагает включение трёх видов памяти: зрительной, слуховой и артикуляционной. Методика основана на четком проговаривании и запоминании звуков речи. * Данная методика основана на орфографическом (так, как пишем) и орфоэпическом (так, как говорим) проговаривании. При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится чётко, не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти. Эта форма работы предполагает включение трёх видов памяти: зрительной, слуховой и артикуляционной. Методика основана на четком проговаривании и запоминании звуков речи. * Проговаривание слов – это первый этап работы. На втором этапе необходим разговор об этом слове; определяется его лексическое значение, практическая значимость. * практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка) познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией) обогащение словарного запаса через синонимию слов . воспитание привычки определять значение незнако-мых слов, собирать другую информацию о слове, пользуясь словарями-справочниками Данный метод развивает фонематический слух, прививает интерес к родному слову. Одно из достоинств данной системы – ситуация успеха для ученика. * Систему работы с орфографическим и орфоэпическим проговариванием слова можно порекомендовать и учителям-предметникам при изучении специальной лексики. Учащиеся не только будут знать значение термина, но и напишут его грамотно. * * – Посмотрите на рисунок. Знакомо ли вам это дерево? Как оно называется? Верно. Это яблоня.- Какие плоды растут на яблоне? Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли необыкновенные яблоки с буквами (читаем хором). - Сорвать эти яблоки может тот, кто подберет для каждого яблока подходящее слово из таблицы. За…ц М…шина М… дведь Л…сица М…роз * Это старый наш знакомый:Он живет на крыше дома-Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый,Он летает на охоту Окраской - сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона Я весь день ловлю жучков,Уплетаю червячков.В теплый край не улетаю,Здесь, под крышей обитаю.Чик-чирик! Не робей!Я бывалый…….. Вертится, стрекочетВесь день хлопочет Далеко мой стукСлышится вокруг.Червякам я враг,А деревьям друг. * * * 3 5 4 1 7 3 2 2 1 4 8 По вертикали: 1. Официальное программное заявление 2. Спор, обсуждение вопроса на собрании, в печати. 3.Выборный представитель, член выборного государственного учреждения. 4. Изображение места театрального действия. 5. Совокупность высоких моральных качеств. 6. Выборный или назначенный представитель коллектива. 7.Краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения или деятельности. 8. Первое или пробное выступление По горизонтали: Разговор двух или нескольких лиц. 2. Руководитель предприятия. Место или предмет, заслу- живающий особого внимания. Обсуждение вопроса, публичный спор. * * * * * * * * Логогриф – от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка. Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв) * Готов вас напоить водой, Но э прибавьте мне в начале, И соберу перед собой Я зрителей в квартире, зале.  * Несёт меня с трудом старик, Но если ю прибавить, вмиг К нему придёт на помощь тот, Кто без труда меня несёт. * Его как память давних ран На теле носит ветеран. Наоборот его прочти – И грянет музыка в пути * Я по полену бью, звеня, Дровами на зиму снабжаю. Когда ж с конца прочтут меня, Я недовольство выражаю. * Овладевать собой, успокаиваться Не давать покоя Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным В первую голову Прежде всего, в первую очередь Болеть душой Недружно, в постоянной ссоре Как с гуся вода Становиться благоразумнее, образумливаться Как кошка с собакой Тревожить, беспокоить кого-нибудь Брать себя в руки Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём На птичьих правах Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует Браться за ум Помогать в трудную минуту, выручать Бросаться в глаза кому-либо Временно, незаконно Протянуть руку помощи Игра «Подбери фразеологизм» Подбери фразеологизм к его толкованию * это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. * Со звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. * С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п – от вас не утаю – Тоже в классе я стою. * Хоть и мала я, но взгляни: Весь мир в себе я отражаю. Но к на ц перемени – Я по болоту зашагаю. * Я цвет одинаковый часто имею: И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить.  *  ПЫЖИК Пыжик - это оленёнок,он пушистый и смешной.К маме ласково спросонокприжимается спиной.Только спит он очень мало,непоседою прослыл.Мама спрашивать устала:«Пыжик, пыжик, где ты был?» (30 слов) Весёлые диктантыЖи - ши, ча - ща, чу - щу * ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ? У Саши шишки сосновые,у Серёжи шишки еловые,у Алёши - большие кедровые,а у Миши на лбу - бедовые. (24 слова) Правописание жи - ши * По ступенькам в погребокмы с братишкою слезали.Как коты, мы сливки всес молока вдвоём слизали. (19 слов) ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ Проверяемые безударные гласные в корнях слов * В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. * Автор методической разработки учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары Мешкова Татьяна Валериевна