Профилактика девиантного поведения как одно из направлений воспитательной работы
Педагог-психолог ГБПОУ МО «Одинцовский техникум» Жукова Е.В.Профилактика девиантного поведения как одно из направлений воспитательной работы
Цель воспитательной работыСпособствовать всестороннему развитию личности обучающегося, обеспечивать условия для формирования общих и профессиональных компетентностей будущего специалиста.
Задачи воспитательной работы1. Создание условий для развития личности и ее успешной социализации.2. Формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина РФ.3. Максимально вовлекать родителей в жизнь техникума и привлекать их к реализации программного развития.
Большое внимание в техникуме уделяется профилактике девиантного поведения и правонарушений среди обучающихся – это одно из основных направлений воспитательной работы. Основными формами работы в данном направлении являются: Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся.Взаимодействие с субъектами профилактики.Диагностическая, психокоррекционная и развивающая индивидуальная и групповая работа педагога-психолога и социального педагога с обучающимися.
Работа Совета по профилактике правонарушений с обучающимися «группы риска».Проведение тематических классных часов, бесед и лекций по правовой тематике и тематике злоупотребления психоактивными веществами с приглашением врачей-наркологов и представителей правоохранительных органов.Вовлечение обучающихся в трудовую, творческую и спортивную деятельность.Работа с родителями.
Для выявления детей «группы риска» используются следующие методики:1. Диагностика, направленная на выявление лиц, склонных к различным формам девиантного поведения (ДАП-П).2. Выявление детей «группы риска» (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»).3. Социально-психологическое тестирование.4. Исследование на наличие конфликтных ситуаций в семьях, а также среди обучающихся с целью профилактики явлений буллинга и др.Одной из основных форм работы в этом направлении является диагностическая работа.
По результатам тестирования проводятся групповые и индивидуальные консультации, развивающие и психокоррекционные занятия.Диагностика девиантного поведения до и после профилактической работы
Для профилактики девиантного поведения и работы с трудными детьми и детьми «группы риска» в техникуме разработаны научно-методические материалы и программы, такие как:1. Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения.2. Программа формирования у подростков позитивной «Я – концепции».3. Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности и тревожности подростков.4. Программа по профилактике употребления ПАВ «Я выбираю жизнь».
Большое внимание в этом направлении уделяется участию ребят из «группы риска», а также находящихся в социально-опасном положении в спортивных, внеклассных мероприятиях и мероприятиях техникума.Проведение акций, мероприятий и тренингов по профилактике употребления ПАВ
Взаимодействие с субъектами профилактикиВстречи с сотрудниками ведомств (индивидуальная и коллективная работа с обучающимися).2. Встречи с врачом-наркологом.3. Проведение Советов профилактики правонарушений.4. Совместные рейды по неблагополучным семьям и обучающимся из «группы риска».5. Дни профилактики.
Число обучающихся, состоящих на различных видах учета
Система воспитательной работы техникума направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка и помощи ему в самоутверждении.По данным мониторинга, который проводится ежегодно, наблюдается положительная динамика профилактической работы. Снижается количество подростков, состоящих на учете. Причиной этого является планомерная систематическая профилактическая работа всех специалистов, которые задействованы в системе профилактики.Таким образом, профилактику девиантного поведения необходимо продолжать, а формы работы в данном направлении совершенствовать.
Спасибо за внимание!Москва, 2016г.