Презентация «История православных храмов Астраханской области»
«С времён былинных и до наших дней, край Астраханский, горжусь историей твоей» Автор работы обучающаяся 9 класса МОУ «Камызякская ООШ №1» Никифорова Анна Руководитель учитель истории и обществознанияГражданцев Алексей Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного края, уважения к ее прошлому. По точным словам академика Д. С. Лихачева «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Составной частью отечественной истории является богатая история Астраханского края с его особенностями, региональной спецификой и традициями. Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Астраханская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных мыслителей, художников. Астраханская земля богата природными ресурсами и плодами человеческого труда, но основное ее богатство – духовность населяющих ее людей, их единство и единение в лоне Православной Церкви. История православия в Астраханской области, - только малая частица всей тысячелетней истории христианства – Матери Нашей – Православной Церкви, которая была опорой народа во все времена – и особенно в периоды гонений, притеснений, террора. Наш регион только в XVI веке вошел в состав России, после чего на астраханской земле были возведены красивейшие храмы и монастыри, - прибежище и защита православных христиан, дающие утешение, исцеляющие души и тела, объединившие верующих в единую силу. Данный проект посвящен единству Православных храмов и монастырей нашей земли, истории их создания, персоналиям, важным событиям в духовной жизни христиан края и всего православного мира, - в духе христианской любви и взаимоуважения, возрождения традиций. Целью данного проекта является: изучение и исследование родного края Задачи:популяризация имеющихся краеведческих материалов; развитие навыков исследовательской работы;воспитание патриотических чувств у молодежи. - расширить представление об истории православной церкви Астраханского края Предметом исследования являются храмы, расположенные за пределами г. Астрахань:- Церковь Смоленской Иконы Божьей Матери г. Камызяк Астраханской области;- Храм во имя Святого Благоверного великого князя Александра Невского с. Разино Володаровского района Астраханской области;- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Никольское Енотаевского района Астраханской области;- Церковь Христа Спасителя с. Красный Яр Астраханской области В Камызяке была построена первая церковь в XV1 веке,.Вторая — в 1760 г. — каменная, она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая церковь, в центре села Камызяк, кладбище с хоронением священнослужителей, и церковь из белого кирпича – имени Святителя Николая АрхиепископаМир Ликийских Чудотворца. В начале 1917 года была открыта церковь Иконы Неопалимая Купина или Смоленской Иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей села. Она была построена из красного привозного кирпича и была необыкновенно красива, с золочеными куполами , - высотой 75 метров. Церковь была ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё росли деревья, цветы. Эту церковь сломали - по некоторым данным, - в период 1924—1930 годов. Со слов старожилов - супругов Поляковых, ее ломали 4 года, причем, руководил всем этим сын церковнослужителя (вероятно, - из обновленцев, примкнувших вопреки призывам патриарха Тихона – к Советской власти). Колокола были отправлены на переплавку, а кирпич оставшийся от церкви и не нужный более (часть его использовали для постройки школы) - продан в Калмыкию.Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России. В указе консистории № 348 от 1770 г. указано «попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства». Церковь Смоленской Иконы Божьей Матери была варварски разрушена в конце 20-30 годов прошлого столетия, - ломали – казалось, стонавшие камни – целых четыре года, старинная кладка поддавалась с трудом.Только в 1992 году был открыт приход, для него выделили несколько помещений в полуразрушенном здании вечерней школы, – в частности, не отапливаемый спортивный зал, где отгородили место для алтаря, установили на стены иконы. Икон было очень мало, часть – приносили прихожане, сохранившие старые списки икон. Так, часть иконостаса разрушенной церкви принесла женщина, у которой он хранился много лет. Она заболела, практически находилась в коме, и поняла, - что ей необходимо вернуть икону в церковь… Сейчас возвращенный триптих находится на почетном месте - справа от алтаря. А прихожанка – выздоровела, долгие годы была церковным старостой, пользовалась всеобщим уважением. Отец Мирослав, бывший в 1996-1998 г.г. настоятелем Успенского кафедрального собора г. Астрахани, поднимал приход церкви Смоленской иконы Божьей Матери практически из руин – не было своего здания, пришлось прилагать множество усилий. Только в 1997 году были выделены средства для построения храма, однако – в связи с дефолтом 1998 г. их оказалось недостаточно, и строительство было «заморожено» на несколько лет.В 2000 году строительство возобновилось, и уже в октябре 2006 г начал действовать новый храм. В приходе Смоленской иконы Божьей Матери множество очень редких икон (например, - «Святая Троица и Александр Свирский», и других), переданных в дар отцу Мирославу – даже с западноукраинских земель, а также – множество святых мощей, исцеляющих как души верующих, так и их телесные недуги. Отец Мирослав, помимо отправления своих прямых обязанностей настоятеля прихода, также организует работу с молодежью, проводит духовные праздники, является настоящим духовным пастырем. Храм во имя Святого Благоверного великого князя Александра Невского был заложен, - согласно сохранившейся мемориальной закладной доске, - в 1908 году, а построен и освящен - 18 июня 1911 года в поселке Разин-Бугор.Строителем храма был о. Николай Ситкин, а первым настоятелем храма стал о. Николай (Лекторов), зверски убитый в 1918 году большевиками… Храм пережил многие трудные времена, но всегда небесный покровитель Святой благоверный великий князь Александр Невский оберегал разинский храм от разорения, его святыми молитвами стоит храм и поныне, и многие явления Благодати дарованы ему...Так, в последние годы замироточили несколько икон… Одна из самых редких и удивительных икон – «Спаситель в темнице», с образом Христа на холсте, стала мироточить: маленькие пятнышки благодатного мира появились с правой стороны изображения…Большая иконостасная икона «Никифор и Анна» - на ней также проявились небольшие явления – на щеке Святой отпечаталась слеза. Святая оплакивает грехи людские и молит пред Всевышним о прощении… Самое удивительное, - в церкви замироточили Царские врата храма, -сразу несколько икон – изображение Богородицы (среднее на правой половине врат), изображение Архангела Гавриила, принесшего Ей Благую весть о рождении у нее Сына Божия (изображение на левой половине врат, на одном уровне с Богородицей), воссияли миром на вратах и изображения евангелистов – Святых Иоанна, Матфея, Луки, Марка. В церковь стекается много паломников, жертвующих на храм. Власти также помогают, - так пожертвовал расшитую и набранную бисером, стеклярусом икону – в рост человека, - с изображением покровителя церкви Александра Невского – губернатор области Александр Жилкин. Его жена, Вера Жилкина пожертвовала также расшитую икону Богородицы. Председатель колхоза пожертвовал в храм святой образ, - также весь расшитый бисером. Настоятель храма, отец Александр, - помимо своих прямых обязанностей – отправления богослужений в храме, - проводит также большую просветительскую работу, оказывает помощь «Городскому приюту для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Аист», за что от администрации этого учреждения ему неоднократно вручались благодарственные письма, - за душевное тепло, отзывчивость, духовную и финансовую поддержку. В селе расположен самый большой в Поволжье - храм Рождества Пресвятой Богородицы, действительно, - Жемчужина старинного зодчества. Этот красивейший трехпрестольный каменный храм постройки конца девятнадцатого - начала двадцатого века, освящен был в 1899 году. Архитектором храма был Сергей Карягин, строивший храмы и в Москве и в Петербурге…Настоятель - отец Александр (Максимов), - рассказывает, что нынешний храм - третий по счету в селе. До него было еще два. Самый первый, деревянный, был освящен в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С его иконой обошли и село, освятив его в честь Николая Чудотворца, отсюда и название села - Никольское. В связи с изменением русла реки Волги, земля под храмом, построенным на берегу, обвалилась, и он ушел в реку. Как и многие православные храмы, он в годы гонений на церковь неоднократно подвергался опасности. Так, во время войны храм закрыли, разрешив отправление богослужений в подвалах. Там же сельчане прятались во время налетов фашистской авиации. От тех времен остались и памятные «шрамы» - во время бомбежек от разрывов бомб появилась трещина на колокольне, которая, к счастью, не увеличивается. Местная советская власть по совету богоборцев решила взорвать храм, однако тогдашний председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, человек верующий, пошел на хитрость - предложил использовать помещения пустующей церкви под склады пшеницы. Будучи человеком умным, он понимал, что ему грозит, - ведь в те времена совсем не безопасно было радеть о сохранении церквей, но храм он отстоял, - и колокола сбросить, как не настаивали, не позволил. Однако вскоре он был расстрелян - как многие в те страшные годы - по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности, а колокола после его смерти все же сбросили с колокольни.Действительно, церковь сохранилась лишь чудом. При храме существует женская монашеская община. Несколько воспитанниц живут при церкви, для них построен во дворе отдельный корпус. Сначала их было всего двое, но потом к порогу храма нерадивые мамаши подкинули еще десятерых детей - все девочки, которых отец Александр с матушкой окружили заботой и вниманием, воспитывают как родных детей, многие воспитанницы хотят стать монахинями Такую женскую общину при храме Хотели сделать уже давно, революция помешала. Неподалеку находился женский Воскресенско-Мироносицкий монастырь в селе Златозубовка, разоренный большевиками в годы революции. Несколько монахинь созданной отцом Александром небольшой монашеской общины похоронены во дворе храма. Храм был, как и Успенский собор в Астраханском кремле, двухуровневый, зимний и летний – верхний. Колокольня при храме была высотой 57 метров. В 1937 году самая большая церковь села была полностью разрушена, и на ее месте была построена водонапорная башня, - как, кстати, было во многих случаях при разорении церквей, - на святых местах в советское время строились служебные и хозяйственные постройки, - пожарные башни, школы, водокачки, чтобы искоренить духовность из души народа.Башня простояла недолго, - завалилась. Восстанавливать ее не стали, наверное, поняли безрезультатность сих попыток.Тогда на этом месте построили общеобразовательную школу. Только Божьей волей не произошло несчастья, - школа, все три этажа, - развалилась с торца, - хорошо, что это произошло после окончания занятий, и никто не пострадал. В школе на тот момент не оставалось ни детей, ни преподавателей… Советское руководство района не стало производить ремонт школы, школу построили в другом месте.После этого здесь на долгие годы воцарилось запустение, более на этом месте ничего не строили. И только в период 1990 – 1992 годов после десятилетий засилья атеизма в Астраханской области стали открываться церковные приходы, в том числе был зарегистрирован приход Церкви Христа Спасителя. Примерно в 1995-1997 годах стали выделяться деньги на строительство нового храма. Огромнейшую помощь в строительстве церкви оказала администрация района. В частности, первый камень храма заложил глава администрации Красноярского района – в ноябре 1996 г. – Владимир Федорович Савкин. Он же, собственно, находил средства и на продолжение строительства. В 2002 году строительство было, наконец-то, окончено… Благословить и освятить храм должен был Святейший Патриарх всея Руси - Алексий Второй. Однако в связи с болезнью, Его Святейшество был вынужден лечь в больницу в г. Астрахани, несколько дней провел в реанимации. Но, несмотря на болезнь, со своим благословением Его Святейшество передал Красноярской церкви – нашему новорожденному храму – уникальный крест с дарственной надписью. Крест хранится в алтаре храма. При храме давно существует бесплатная столовая, где с 11 до 14 часов могут получить пищу люди любого вероисповедания, всех национальностей. Это тоже, я считаю – подвижничество, огромный труд. А также – в том самом здании, где ранее располагалась церковь, работает наша воскресная школа. Там имеются детские национальные костюмы, проводятся разнообразные мероприятия, - она оборудована современными компьютерами, музыкальной центром, телевизором, видеомагнитофоном, органом, - современной мебелью, партами, учительским столом, шкафами, - то есть всем необходимым для продуктивного обучения. Очень много детей и подростков села обучались в этой школе. Сейчас готовится к рукоположению один из ее бывших воспитанников… То есть, он не только воспринял данные ему знания, он настолько глубоко впитал их, духовно проникся, что – принял осознанное решение следовать этим путем по жизни, посвятить себя служению Богу …Божий храм! Светоч русского зодчества,Как он выстоял, как уцелел?Все мне видится, как на УспениеСобирается в храме народ,Подымается стройное пение –Поминальная служба идет. Обо всех убиенных, расстрелянных, Запропавших в тяжелых снегах, Навсегда для Отчизны потерянных В тех проклятых, безбожных годах.Золотую свечу поминанияСветлым утром затеплить спеши.Это наше с тобой покаяние,Возрожденье оглохшей души. Из книги Л.Н.Федорченко-Шемякиной. Автор не указан.