Презентация на тему Смысловое чтение в начальной школе
Смысловое чтение в начальной школеВыступление на МО 3 ноября 2016 г.
В мире, который заваливает нас информацией, важно осознавать, что и как мы читаем. Осваивать культуру чтения нашим школьникам приходится с печатной книги.
Какие книги учатся читать младшие школьники
Программы по чтению в начальной школе
Чтение как речемыслительная деятельность
ФГОС о смысловом чтении в начальной школеОсновные умения смыслового чтения:– умение осмысливать цели чтения;– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;– умение определять основную и второстепенную информацию;– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Целевые ориентиры смыслового чтенияНаша цель — научиться добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Для этого нужна систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.
Книговедческие знания и уменияАвторНазвание книги.Титульный лист, аннотация.Содержание, оглавление.Предисловие, обращение к читателю.Условные обозначения учебника.Тип и структура издания.
Стратегии смыслового чтения младших школьников Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан автором и целью чтения.От этого зависит выбор механизма чтения. Младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения: - чтению художественной литературы; - чтению и работе с учебниками, - чтению научно-познавательных книг.
Поиск информации и понимание прочитанногоПеречень умений: определять тему и главную мысль текста; озаглавливать и составлять план текста; восстанавливать последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; определять тип, стиль текста; пользоваться различными словарями и справочниками
Преобразование и интерпретация информацииПеречень умений: – умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;– умение определять основную и второстепенную информацию; - определять тип, стиль текста;объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст ;выделять ключевые слова;- формулировать несложные выводы.
Оценка информации Перечень умений:- выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;- сопоставлять разные точки зрения иразные источники информации по теме;- выделять и формулировать то новое, что получено в результате работы с текстом.
Основные виды чтения Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания книги, текста. Поисковое/просмотровое чтение,предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта. Изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Художественное (медленное, рефлексивное) чтение, выразительное чтение вслух.
Виды заданий по смысловому чтению1. Выполнение письменных заданий.2. Ответ на поставленные вопросы; 3. Высказывание своей точки зрения; 4. Приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; 5. Объяснение различных ситуаций с помощью текста; 6. Доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д..7. Вычитывание информации из «несплошных» текстов (таблиц, иллюстраций, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 класс 2 класс3 класс4 классОриентироваться в учебнике: -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Ориентироваться в учебнике: -определять круг своего незнания. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация бу-дет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Ориентироваться в учебнике:Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 класс 2 класс3 класс4 классОтвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др. Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 класс 2 класс3 класс4 классПодробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Составлять простой план .Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. , Составлять сложный план текста.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом видеФормирование УУД смыслового чтения в начальной школе.
Художественное чтение Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.Понимать и формулировать основную мысль текста. Прогнозировать содержание по ходу чтения.Анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.Размышлять о прочитанном, писать аннотации, сочинения, отзывы ( о книге, о её героях, об авторе и т.п.)
Работа с текстом до чтенияI этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Прочитайте заголовок текста. - О чём может идти в нём речь? - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто герои? И др. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении. - Какие чувства испытали? - Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста? 2. Перечитывание текста.Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение
Работа с текстом после чтения1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Литература1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Редакция 2014 года.2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Редакция 2015 года3. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.4. Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс–минус. – 2001. – № 5. – С. 61–64.
Благодарю за внимание!