Семинар-практикум для наставников молодых учителей Организация работы наставников с молодыми специалистами


Наставничество молодых специалистов Открыть в каждом человеке создателя, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда – эта задача становится сегодня первоочередной в практической работе школы. В. Сухомлинский САМОПРЕЗЕНТАЦИЯЯ работаю в школе «Мозговой штурм» НАСТАВНИЧЕСТВО Притча о наставнике Наставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:- Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя.- Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?- Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник. - Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным. Цель: организовать работу с молодыми учителями, оказать методическую помощь в их профессиональном становлении Задачи наставника: - удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений ;- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;- помочь молодым специалистам внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс - Добровольность- Гуманность- Соблюдение прав молодого специалиста- Конфиденциальность- Ответственность- Искреннее желание помочь в преодолении трудностей- Взаимопонимание- Способность видеть личность Принципы наставничества - Отсутствие мотивации к работе- Отношения с коллегами- Отношения с детьми- Отношения с родителями- Неумение обеспечить дисциплину- Неумение планировать урок- Незнание современных форм и методов работы на уроке- Неуверенность в себе- Непонимание, как вести себя на уроке- Несоблюдение логической структуры урока- Неумение организовать воспитательную работу в классе Проблемы Причины - Отсутствие допрофессиональной подготовки- Слабые абитуриенты- Преобладание теории над практикой в вузах- Нет опыта работы- Отсутствует преемственность между школой и вузом- Формальная организация ШМУ- Не оказана своевременная методическая помощь- Формальное наставничество 1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.3­й этап – контрольно­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Этапы деятельности наставника Формы работы- наставничество;- консультации;- взаимопосещение уроков;- проведение мастер-классов;- анкетирование;- самообразование;- беседы; - психологические тренинги;- творческие лаборатории; - психолого­педагогические деловые игры; - диспуты; - конкурсы; - круглые столы совместно с родителями и учениками;- «мозговые штурмы»;- разработка и презентация моделей уроков Люди учатся, когда они учат… Сенека Самоанализ урока Группа ____ кол-во присутствующих ______ кол-во по списку _______Тема урока__________________________________________________________________Тип урока и его структура_____________________________________________________1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?8. Психологическая атмосфера на занятии9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?10. Наметить перспективы своей деятельности.  Памятка для наставника молодого педагога1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.