Проект Использование активных методов обучения на уроках информатики


       ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«Использование активных методов обученияна уроках информатики»       Выполнил: учитель информатикишколы – гимназии №2 г.ХромтауАктюбинской областиТургаева Гаухар Арыстангалиевна    г.Хромтау, 2013 г Хромтауская школа – гимназия №2 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ» «Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».С. Эрманн  ВведениеАктивные методы обучения информатики Что скрывается за понятием активные методы обучения? Классификация активных методов обученияОбоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе.Применение современных методов.Электронные образовательные ресурсыИспользование сети ИнтернетЗаключениеВыводыСписок использованной литературы Введение Инновационные процессы в экономике и социальной жизни обусловливают своего рода революционную ситуацию и в образовании. Ни один преподаватель уже не может, рано или чуть позже, не включится в дело его перестройки. В условиях интеграции образования, науки и производства возникает необходимость изменения привычных способов в деятельности преподавателя, поскольку часто он сталкивается с тем противоречием, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам профессиональной деятельности. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке выпускников школы требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого школьника. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Поэтому для решения этой проблемы требуется замена объяснительного обучения на принципиально новые принципы обучения, резко активизирующие мыслительную деятельность учащихся, их творческий потенциал и повышающие уровень практической подготовки. Такие типы обучения существуют и объединяются обобщенным понятием – методы активного обучения. Таким образом, под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль.Название этих методов активными, на мой взгляд, не совсем корректно и весьма условно, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности, а без нее обучение вообще не возможно. Но степень этой активности действительно неодинакова. Активными методами обучения и воспитания являются те, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям: Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения. Сотрудничество обучающихся и преподавателей в планировании и реализации всех этапов процесса обучения. Активное, творческое, инициативное участие школьников в процессе получения необходимого им результата обучения. Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности.Развитие приемов эффективного обучения наряду со специфическими изучаемыми навыками.Отсюда и специфика активных методов обучения, отличающая их от методов традиционного обучения: Обеспечение «вынужденной» активизации деятельности обучаемого, даже вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения;Обеспечение повышенной степени мотивации и эмоциональности;Обеспечение прямых и обратных связей при взаимодействии обучаемого с преподавателем.Отмеченные выше особенности активного обучения и алгоритм организации такого обучения требуют от преподавателей и учащихся, очевидно, гораздо более высокого уровня профессиональной подготовки, чем объяснительное обучение. Поэтому актуальной является задача внедрения активных методов обучения с целью создания комплекса методических и технических средств, которые бы активизировали творческий потенциал преподавателя и учащихся и формировали в них потребности в постоянном самосовершенствовании. Цель проекта: систематизировать материалы и накопленный опыт в части активизации работы учащихся на уроках и использования этого как отправной точки для возникновения и развития их любознательности и познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Урок информатики нужен и интересен, когда урок – это искусство. Учитель должен быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, актером и критиком. Задачи: - Изложить основные методические приёмы, нацеленные на развитие познавательного интереса и творчества учащихся на уроках информатики. - Провести анализ основных педагогических технологий, способствующих активизации развития личности учащегося. - Систематизировать основные методические приемы и дидактический материал, нацеленный на развитие творчества и активности на уроках информатики.- Дать оценку эффективности педагогической деятельности, нацеленной на использование активных методов на уроках. Активные методы обучения информатики.1. Что скрывается за понятием активные методы обучения?Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном прогрессе, в противоположность так называемым "традиционным подходам", где ученик играет гораздо более пассивную роль. Близкое содержание вкладывается в понятия "активное социально-психологическое обучение", "инновационное обучение", "интенсивные методы обучения". Называть эти методы "активными" не совсем корректно, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, ибо без нее обучение вообще невозможно. Но степень этой активности действительно неодинакова. Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90%. 2. Классификация активных методов обучения.Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной в таблице 1 классификацией методов активного обучения.Таблица 1Классификация методов активного обучения Дидактические цели занятия Метод активного обучения Обобщение ранее изученного материала Групповая дискуссия, мозговой штурм Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловая игра Развитие способности к самообучению Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Повышение учебной мотивации Деловая игра, ролевая игра Отработка изучаемого материала Тренинги Применение знаний, умений и навыков Баскет-метод Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Групповая дискуссия Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Обучение навыкам межличностного общения Ролевая игра Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Развитие навыков работы в группе Метод проектов Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Баскет-метод Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций, баскет-метод Развитие навыков активного слушания Групповая дискуссия Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения мотивации. Активные методы обучения следует применять также для активизации познавательной активности учащихся; развития способности к самостоятельному обучению; корректировки самооценки учащихся; формирования и развития коммуникативных навыков. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей: эффективное предъявление теоретического материала; развитие навыков активного слушания; отработка изучаемого материала; эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме. Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля. Сегодня мы рассказали на уроке новый материал, завтра проверили, как ученики его усвоили, затем прорешали задания на закрепление материала, провели через несколько уроков контрольную работу. И как часто мы признаемся себе, что часть класса (в целом неплохие ребята) эту тему не освоили (не поняли), но "время не ждет", надо двигаться дальше по учебному плану, суммируя в уме потери.Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме. В случае их использования мы получаем отсроченный во времени результат. Вот здесь-то и "зарыта собака" — основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями. А это действительно так! 3. Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе.Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе в школе нам дает современная психология.Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную. Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению, учащихся в учебный процесс.2. Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в классах. Огромная часть знаний, опыта их применения приобретается в ходе "естественного освоения", которое получило название научение. В последние годы на практике используются представления о стилях научения. В этой теории выделяются четыре естественных стадии освоения нового опыта. Основной момент в естественном научении — конкретный опыт. На основе наблюдения человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям. В свою очередь, обобщенные представления выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Проверка гипотез является четвертой стадией освоения нового опыта, которая получила название активное экспериментирование. Активное экспериментирование позволяет увидеть, работают ли идеи на практике, что затем ведет снова к конкретному опыту. 4. Применение современных методов.В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:практический эксперимент;метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов;групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации;тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, обучение с использованием, компьютерных, обучающих программ;В преподавании информатики накоплен уже достаточно большой опыт использования конкретных активных методов обучения. Электронные образовательные ресурсы Что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика? Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает  творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности. Электронные образовательные ресурсы нового поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного. За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.Рассмотрим основные инновационные  качества ЭОР:1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация (контроль учебных достижений).2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя. Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному. Применение на уроках ЭОРов в разных формах:сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте. использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез. Применение ЭОР на различных этапах урока: ЭОР на этапе актуализации знаний: электронные тесты, ЭОР, в том числе собственных разработок. ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы. ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЭОРы. Например, закрепление темы «Команда ветвления», можно провести с использованием ЭОР «Вычислительная математика и программирование, 10 -11 класс », игра «Ежиные тропы». Эта игра очень нравится школьникам, они живо включаются в учебный процесс. Она развивает логическое мышление, показывает использование команды ветвления в жизни. Здесь все логично и последовательно, подчинено строгому порядку. Это хорошая гимнастика ума. Контроль и оценка знаний, умений и навыков: многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения. Проектная деятельность Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием. Программы тренажёры. Рассмотрим модельный вариант урока по информатике:Изучение нового материала: новый материал начинается еще дома в качестве домашнего задания, используя очередной учебный блок ЭОР. А в начале урока достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников и организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, сформулировать общие выводы. Тем самым время на проверку домашнего задания и знакомство с новым материалом намного сокращается.Первичная проверка понимания новой информации: можно провести совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя коллекцию ЭОР. Тем самым произойдет коллективная работа, дискуссия, и учащиеся смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной работы.Закрепление знаний и способов действий: на этом этапе урока можно организовать работу в группах, которые выполняют разные практические задания, чтобы затем обменятся опытом в процессе представления результатов своей работы. Таким образом, учащиеся на одном уроке получат в два раза больше полезной информации.В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или изучить очередной модуль с новым материалом.В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Рассмотрим использование ЭОР на конкретном уроке информатики и ИКТ в 8 классе по теме: «Человек: информация и информационные процессы»Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека.Задачи:- создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;- оказывать помощь в открытии методов получения информации;-способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;-продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;- организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции;-содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.Тип урока изучение нового материалаФормы работы учащихся фронтальная, индивидуальная (работа в парах, в зависимости от количества компьютеров классе), практическая, компьютерное тестирование.Необходимое техническое оборудование интерактивная доска, компьютерный класс с ЛВС, аудиосистема. № Этап урока Название используемых ЭОР(с указанием поряд номера из Табл2) Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время(в мин.) 1 Пропедевтика Цор ( 1,2) Организует индивидуальную работу учащихся, и оценивает её Применяют ранее полученные знания, компьютерное тестирование 5 2 Презентация Цор (3,4,5,6,7,8,9,10,11,12) Организует обсуждение представленного материала с опорой на личный опыт учащихся Работают с источником информации, обсуждают, записывают в тетрадях 18 3 физминутка Организует проведение физминутки Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового кровообращения 2 4 Управляемая практика Цор (13,14,15,16,17) Организует работу индивидуальную(или в парах) учащихся, фиксирует внимание учащихся на возникших трудностях, помогает их преодолеть Закрепляют и применяют полученные знания, компьютерное тестирование 15 5 Независимая практика Активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности Осуществляют рефлексию 3 6 Домашнее задание Подводит итог, оценивает работу учащихся Записывают д/з 2 Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Приложение к плану-конспекту урока Человек: информация и информационные процессыТаблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Назва-ние ресур-са Тип, вид ресур-са Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 цор П-типа тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3567ab74-06fb-4c3a-a176-2a6658808345/%5BINF_017%5D_%5BQS_01%5D.html 2 цор П-типа тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5dd7508-c7d5-4655-aa5d-7280992f17e5/%5BINF_017%5D_%5BQS_02%5D.html 3 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf 4 цор И-типа иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7e12acb-61f6-4714-8385-0c892973055b/%5BINF_015%5D_%5BPD_01%5D.swf 5 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/%5BINF_014%5D_%5BAM_01%5D.swf 6 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ad292ce-c56a-4f5a-9977-bc038c9075cd/%5BINF_016%5D_%5BAM_01%5D.swf 7 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99dea9d5-31d4-4e4c-9a4f-9024898c7a48/%5BINF_018%5D_%5BAM_01%5D.swf 8 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/%5BINF_019%5D_%5BAM_01%5D.swf 9 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d99454b-b19b-4a0d-8b4c-e17494f010a5/%5BINF_017%5D_%5BAM_01%5D.swf 10 цор И-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6c1b1ba-a8a0-4bbf-a7d6-d680afaa00b6/%5BINF_020%5D_%5BAM_01%5D.swf 11 цор анимацияИ-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/%5BINF_009%5D_%5BAM_05_02%5D.swf 12 цор анимацияИ-типа анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/%5BINF_009%5D_%5BAM_05%5D.swf 13 цор П-типа тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eaa2f0ba-a3cf-4a0e-8a0e-cf12c60f6240/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-2%5D.html 14 цор П-типа тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1d4c096-f5c9-4b03-b4f1-41eb672df7f5/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-1%5D.html 15 цор И-типа чертеж http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d7465c7-89e3-4371-bbb3-07de456c9633/%5BINF_012%5D_%5BIM_01%5D.swf 16 цор П-типа тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f720a0b-17a2-418d-a03a-f87630e30b1d/%5BINF_009%5D_%5BQS_06%5D.html 17 цор П-типа Интерактивный задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfa28a0f-3b03-4d0f-bd7d-0e5ef493b73e/%5BINF_007%5D_%5BQS_02%5D.html Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов. Использование сети Интернет. Роль Интернет в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью. Основные функции Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе. Вещательные услуги: книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде. Обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы. Электронные библиотеки, базы данных, информационные системы. Обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари, справочники. На данный момент подавляющее большинство школ подключены к сети Интернет. Кабинеты оснащены мультимедиа – проекторами. Это даёт практически неограниченные возможности по внедрению активных методов обучения. Задача настоящего учителя уметь объяснять сложнейшие вещи на понятном для школьника языке. Уметь заинтересовать учеников. Для этого нельзя придумать ничего лучшего, чем связка:эрудированный учитель-Интернет-мультимедиа проектор. В настоящее время, имея проектор это совершенно не нужное занятие. Используя компьютер набираем текст, рисуем графики, показываемпрезентации или интернет сайты – всё это отображается на огромном экране, который хорошоВиден даже с последних парт. Очень помогает проектор, когда требуется продиктовать какой-либоматериал для записи в тетрадях. Набираем нужный текст в текстовом редакторе или находимнужную информацию в интернете. Конечно, это не означает полного отказа от диктовки, нозначительно сокращает время. И, как следствие, больше времени остаётся на активную работу. ИНФОРМАТИКА 9 КЛАССРАЗРАБОТКА УРОКА Сеть Интернет развивается очень активно. Это гигантская база всевозможной информации полезной и не очень. Иногда совершенно не нужной, а иногда даже вредной. Всё это находится в открытом доступе и любой желающий, у которого есть соответствующее оборудование, может воспользоваться этими данными. Основная задача любого грамотного пользователя сети уметь находить, причём быстро и с минимальными затратами времени и трафика, (который не бесплатный) нужную ему в данный момент информацию. Существует следующая классификация служб сети Интернет: информационные, коммуникативные и поисковые.Информационные службы включают документы WWW и программы FTP. Коммуникативные службы это средства связи (E-Mail, ICQ, IRC, форумы). Для поиска информации существуют специализированные поисковые службы. Они делятся на: поисковые машины каталоги системы метапоиска Поисковые машины или системы Это службы, включающие в себя огромные базы данных. Эти базы постоянно автоматически пополняются. Работает так называемый поисковый робот – программа, сканирующая содержание сети. Существует такое понятие, как индексирование. Поисковый робот обращается к страницам WWW, изучает их содержимое и сохраняет необходимые данные у себя в базе. Индексирование применяется для быстрого поиска информации не только в сети Интернет, но и на домашних компьютерах. Существуют десятки поисковых систем, каждая из которых имеет свои особенности сбора информации. Для того чтобы вновь созданный сайт попал в базу данных поисковиков, необходимо ознакомится с требованиями поисковых систем и, соответственно, создавать веб-страницы. www.google.com – это международная поисковая система. Большинство пользователей считают её наилучшей. Простая, быстрая. Предоставляет возможность поиска по всей сети, по тематическому каталогу и в группах новостей.www.rambler.ru – это российская поисковая система. Поисковый робот посещает популярные информационные сайты несколько раз в сутки, что обеспечивает высокую оперативность информации. Имеет огромную поисковую базу. Язык запросов простой и понятный.www.yandex.ru – это тоже российская поисковая система. Используется даже чаще, чем Rambler. Не содержат своих собственных баз данных, как у поисковых систем, но зато они умеют опрашивать сразу несколько поисковых систем, затем систематизировать полученные результаты и выдавать пользователю список наиболее точных ссылок, порядок которых определяется рейтингами (рейтинг - оценка значимости, масштабности, важности объекта) сайтов в нескольких поисковых системах. Пример - сайт www.metabot.ru. Это мощнейшая российская метапоисковая система. Это база данных URL адресов сайтов. (Вспомним, что такое URL адрес - URL (Universal Resurse Locator) - это адрес ресурса (например, web-страницы или картинки)). Признаки каталогов – информация заносится человеком, и, как следствие, небольшой объём и малая скорость пополнения. Для иллюстрации вышесказанного следующий сайт: www.list.ru Это один из самых популярных каталогов в Рунете (Рунет – российский сектор сети Интернет). Мы видим большое количество разных категорий. Переходя по ссылкам в нужном нам направлении, мы можем конкретизировать свой вопрос и добиться необходимого результата. Мы с вами познакомились с разными способами поиска информации в сети и рассмотрели только общие положения. При работе в сети каждый пользователь решает для себя сам, какой программой и в какой ситуации он будет пользоваться. Но, тем не менее, исходя из опыта работы, сложились некоторые наиболее продуктивные методы поиска информации.Наиболее часто пользователи работают с поисковыми машинами, а службы каталогов и системы метапоиска используются значительно реже. Применение поисковых систем тоже имеет свои особенности. Всё зависит от того, какую информацию мы хотим найти. В одном случае лучше сработает Google и выдаст нужную нам ссылку на первой странице, а может случиться так, что придётся искать с помощью всех систем по очереди. От чего зависит результат поиска и, вообще, в каком виде мы хотели бы получит этот результат? Любая поисковая система выдаёт результат поиска в виде ссылок на веб-страницы, на которых, «по мнению поисковой системы», содержится нужная информация. Есть такое понятие – релевантность. Это соответствие ответа запросу. Как правило, ссылки расположены по релевантности, то есть те, которые наиболее близки к вашему запросу располагаются на первой странице и дальше по убыванию. Поисковик может выдать 100 и более страниц ссылок, и попробуйте в этом во всём разобраться. Мы упомянули слово запрос – что это такое? Это как раз ключевой момент при использовании любых поисковых систем. Ни одна система вам не поможет, если вы правильно не научитесь составлять запрос. Нужно ввести в строке поиска такую комбинацию слов и специальных знаков, чтобы система искала только то, что нужно вам. А не всё подряд. Необходимо упомянуть про так называемый информационный шум. Ссылок много, но всё «вокруг да около». Всегда помните – какой запрос такой и ответ. Так как поиск осуществляется не людьми, а с помощью специальных программ, то могут быть самые невообразимые комбинации ссылок. Поиск и отбор информации значительно более трудное и сложное дело, чем это может показаться на первый взгляд. Очень мало людей по-настоящему хорошо владеют этими знаниями и умениями. Здесь важны не только умение работать с определённой поисковой системой. Но также эрудиция человека, склад ума. Наличие логического мышления. При составлении запроса нужно обладать хорошим словарным запасом и уметь связно излагать свои мысли. Не допускать орфографических ошибокИспользовать необходимый и достаточный набор словНе писать большими буквамиИсключать из поиска ненужные словаИспользовать возможности расширенного поискаУчитывать особенности естественного языкаНаиболее простой и наименее продуктивный способ составления запроса в виде простого набора слов. Сегодня мы этим и ограничимся. Зайти на сайт www.google.com; ввести в строку запроса «билеты по информатике»; Оценить результат.Зайти на сайт www.rambler.ru; ввести в строку запроса «школа Тогодь»; Оценить результатЗайти на сайт www.yandex.ru; ввести в строку запроса «город Холм»; Оценить результатЗайти на сайт www.metabot.ru; ввести в строку запроса «город Холм»; Сравнить с предыдущимЗайти на сайт www.list.ru; попробовать найти информацию на выбор в системе каталогов. Сегодня мы с вами познакомились с возможностями поиска нужной информации в сети Интернет. Мы рассмотрели различные поисковые службы и их особенности. Ввели понятия индексирование и релевантность. Записали правила поиска информации в сети интернет. На практике познакомились с сайтами основных поисковых служб и научились создавать простейшие запросы. На следующем занятии мы подробно остановимся на правильном составлении запросов при работе в российских поисковых системах. Записи в тетрадиУчебник стр. 203-206.На следующем уроке будет тестирование. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности как преподавателя, так и школьников. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний у учащихся. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и дает эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Развиваются творческие и коммуникативные способности.С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Активные методы обучения решают проблему формирования в учащемся таких качеств мышления, которые позволили бы самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию. Развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечат человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы школьника, указать на ошибки. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у учащихся.В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями. 1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. М.: Вако, 2006.2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ, 2006.3. Пасько В.П. Эффективная работа в Интернете. М.:ПИТЕР, 2003.4. Трофимова, Т. Г. Проектное обучение глазами учеников. Ж. «Информатика и образование», 6-2003 г.5. Молодцов, В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 20036. Бершадский, М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 20037. Использованы материалы из сети Интернет.