Работа над проектами как средство формирования коммуникативных и личностных качеств младших школьников во внеурочной деятельности


Из опыта работы Кузьминой Н.В.МБОУ СОШ №3г.Ленск «Работа над проектами как средство формирования коммуникативных и личностных качеств младших школьников во внеурочной деятельносьти» Внеурочная деятельность –неотъемлемая часть образовательного процесса Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие , которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная деятельность, имеют одну общую черту – это их задачи. Задачи внеурочной деятельности Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).    Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;  Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;  Прививать интерес к исследовательской деятельности. Проект - наиболее  перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Проектная деятельность Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Совместная деятельность УченикОпределяет цель деятельностиОткрывает новые знания или способы деятельностиЭкспериментируетВыбирает пути решенияАктивенСубъект деятельностиНесёт ответственность за свою деятельность Учитель Помогает определить цель деятельностиРекомендует источники получения информацииПредлагает возможные формы работыСодействует прогнозированию результатовСоздает условия для активности школьникаПартнёр ученикаПомогает оценить полученный результат, выявить недостатки Примеры проектов Создание рисунковКоллажейМакетовПостановка спектаклейКонцертов Презентаций Основные этапы внеурочной проектной деятельности. 1. Выбор темы.2. Сбор сведений.3. Выбор проектов.4. Реализация проектов.5. Презентация. Каждый ребенок имеет право не участвовать ни в одном из проектов;– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;– выйти в любой момент из любого проекта;– в любой момент начать свой, новый проект. Учащиеся должны научиться В результате работы учащиеся должны научиться:- видеть проблемы;- ставить вопросы;- выдвигать гипотезы;- давать определения понятиям;- классифицировать;- наблюдать;- проводить эксперименты;- делать умозаключения и выводы;- структурировать материал;- готовить тексты собственных докладов;- объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Сформированные действия В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:- рефлектировать (видеть проблему, анализировать, видеть трудности, ошибки);- целеполагать (ставить и удерживать цели)- планировать (составлять план своей деятельности);- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Описание проектов Метод проектов активно реализуется в нашей школе. Мы познакомились с правилами работы в группе, в парах; познакомились с источниками информации, в том числе Интернет, посетили школьную библиотеку. . Наши проекты «Река Лена»«Есть такое местечко, где песок золотой»«Мой родной город Ленск»«Любить все живое»«Пасхальный перезвон»«Подарок маме» Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. . Успешность важна для каждого ребенка работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации,они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Выполняя проекты, дети научились: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!