Презентация по биологии на тему Биосоциальная толерантность человека
Выполнили: Кораблёва Галина ИвановнаКоролёва Ольга ИгоревнаМБОУ Новоникольская СОШ Мичуринского района Научиться основным принципам толерантности в социумеПознакомиться с понятием «толерантность» в биологическом и социальном смыслахОпределить свою толерантность Формирование понятия «толерантности» в современном обществеФормирование аспектов гражданской идентичности личности в условиях современной социокультурной среды это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения , уважаемый окружающими и уважающий окружающих. Мы граждане этого домаМы в ответе за тебя – ЗемляНаша сила в единстве всех людей планеты Царство – ЖИВОТНЫЕТип – ХОРДОВЫЕПодтип – ЧЕРЕПНЫЕКласс – МЛЕКОПИТАЮЩИЕОтряд – ПРИМАТЫСемейство – ГОМИНИДЫРод – HOMO (Человек)Вид – HOMO SAPIENS(Человек разумный) 1. Биологическая основа человека:Человек остаётся включенным в систему органического мираБлагодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах – наследственности и изменчивостиСвязь онтогенеза и филогенеза (при индивидуальном развитии проходит основные эволюционные стадии) 2.Социальная основа:Историческое развитие человечества подчиняется законам общественного , а не биологического развитияЕстественный отбор утратил свою важнейшую функцию-видообразованиеЧеловеческие популяции характеризуются необычайным генотипическим и фенотипическим разнообразиемВыживание и всесветное расселение человечества обеспечивается общественным устройством , производством , трудом Генетическая данностьПределы выносливости вида к отклонениям действия факторов окружающей среды от оптимальной величины действия фактора Биологической предпосылкой возникновения толерантности, на мой взгляд, является гомеостаз. Гомеостаз (от греч. homeo – одинаковый и stasis – состояние, статус) в физиологии – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма по отношению к внешним воздействиям. Гомеостаз – результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в целостном организме, так и на органном, клеточном, молекулярном уровнях. Благодаря приспособительным (адаптационным) механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. Толерантность также обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям – она появляется как следствие адаптивности и резистентности организма по отношению к стрессорам. Под действием стрессоров адаптивность начинает возрастать, и с нею вместе растет толерантность. В совокупности с гомеостазом и физиологической адаптивностью толерантность направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды. Но толерантность скорее направлена на защиту организма от воздействий социальной среды, нежели воздействий, имеющих химическую, физическую или чисто биологическую природу. В реализации адаптивности, а значит, и толерантности, большое значение имеет реактивность организма, т.е. ответные реакции на различные воздействия, которые называются общим адаптационным синдромом (собственно стрессом), и повышение толерантного фона. Толерантность связана с одним из важнейших принципов развития биологических систем – их надежностью. Существуют врожденные механизмы толерантности (генетические, морфологические, физиологические) и приобретенные в онтогенезе (морфологические, функциональные и поведенческие). Развитие стрессовых реакций многостадийно: последовательно сменяют друг друга фаза тревоги, фаза резистентности и фаза истощения. Вторая стадия стресса – фаза резистентности – наиболее связана с явлениями толерантности. Приобретаемая организмом устойчивость (резистентность) обеспечивает переносимость стрессора повышенной силы, т.е. возникает толерантное состояние к его воздействию и наступает приспособление (организм адаптируется). Таким образом, толерантность, с одной стороны, проявляется как генетически зависимая способность организма быть устойчивым к стрессору, с другой – как основа адаптивности. Человек способен снизить воздействие на него чрезмерных факторов, тем самым повысив собственную к ним толерантность. Это, с точки зрения биологических механизмов, – пассивное снижение агрессивности влияния среды за счет адаптационных возможностей организма. Но возможен путь и биологически активного повышения резистентности, т.е. толерантности к воздействию факторов окружающей среды. При этом как раз включаются стрессовые механизмы. И они будут эффективны до тех пор, пока генетически определенная норма реакции или адаптивная норма не будут сломлены чрезмерной силой воздействующего стрессора. Возможности развития всех структур и функций человеческого организма обусловлены генетически. Потомству от родителей могут передаваться предпосылки общего состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности, темперамента, характера и поведенческих навыков (привычки). Эти же механизмы обеспечивают способность организма к поддержанию динамического структурно-функционального равновесия, являющегося основой повышенной жизнеспособности. Таким образом, толерантность – поведенческое выражение генетически предопределенной соответствующей возрасту структурно-функциональной адаптации. Ее сила и стойкость зависят от генотипа человека. У ребенка, чьи родители были устойчивы к воздействию внешних факторов, географически отдалены (вышли из генетически разобщенных популяций), толерантность будет более высокой по сравнению с ребенком, чьи родители были слабо психологически защищены от аналогичных раздражителей. Набор генов уникален для каждого человека, поэтому все люди различаются по устойчивости к раздражителям, к агрессорам, т.е. различаются адаптивно и по критериям толерантности. Нет одинаково воспринимающих ситуации и одинаково защищающихся людей. Нельзя говорить о постоянном уровне толерантности в какой-либо генетически связанной группе. С течением времени в изменяющихся условиях толерантность может понижаться или повышаться в зависимости от интенсивности воздействия внешних раздражителей. Можно сказать, что толерантность обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Толерантность, возможно, обеспечивает и нормальное развитие следующего поколения. Известно, что снижение иммунорезистентности , геморрагии слизистой пищеварительного тракта и гипертрофия надпочечников – наиболее частые последствия стресса, и не исключено, что они могут повлиять на генетический аппарат репродуктивной системы человека. В то же время человек, устойчивый к стрессовому воздействию, избегает его, сохраняя тем самым основные жизненно важные функции организма. Когда имеется угроза существованию организма, возникают реакции напряжения – «стресс» с яркой эмоциональной окраской (тревога, ярость, гнев, страх, агрессия, суицидальные попытки и т.д.). Они характеризуются широко распространенным возбуждением коры больших полушарий головного мозга и всей центральной нервной системы, вызывающим комплекс вегетативных реакций и эндокринных сдвигов. Происходит мобилизация всех сил организма для преодоления грозящей опасности. Связи организма с внешней средой многочисленны и многогранны. Он постоянно подвергается воздействиям различных по силе и качеству раздражителей. Слабые или кратковременно действующие раздражители вызывают локальные реакции организма, преимущественно воспалительного характера. Значительное по силе и продолжительности действие повреждающего агента (фактора альтерации, стрессора) наряду с характерными для данного раздражителя эффектами порождает ряд общих реакций организма, которые стереотипны и, следовательно, не зависят от качественных особенностей раздражителей. Стресс по функциональному характеру – синдром специфический, т.е. развивающийся на самостоятельной структурно-функциональной основе, но по своему происхождению и спектру распространенности у близких по организации существ (например, других млекопитающих) неспецифический, т.е. имеющий целый ряд общих признаков, что и обнаружил еще в 1936 г. Г.Селье, создавший теорию стресса. Если травмирующий стрессор настолько силен, что его кратковременное действие несовместимо с жизнью, то животное погибает в период быстрого перехода от тревожности (I фаза стресса) через резистентность (II фаза стресса) к фазе истощения (III фаза стресса) в первые часы или дни. Если же животному и человеку удастся выжить, т.е. ресурсы адаптации, биологической надежности будут достаточны для поддержания реакций на воздействия факторов внешней среды, то реакция тревоги непременно сменится второй стадией адаптационного синдрома – стадией резистентности. В тех случаях, когда действие вредного агента продолжается, достигнутая адаптация утрачивается вновь. Животное переходит в третью фазу – стадию истощения. Финалом этой стадии может стать летальный исход, поскольку стресс выведет параметры гомеостаза за предельные значения, совместимые с жизнью. Для первой фазы стресса – первичного ответа организма на действие агрессоров – характерны увеличение и повышенная деятельность коры надпочечников, усиленная секреция адреналина, повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а также сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). При часто возникающем стрессе железистая ткань может замещаться, например, жировой, отчего тимус утрачивает характерные для него функции как эндокринные (например, торможение раннего полового созревания), так и иммуногенные. Однако это чаще происходит на этапе перехода к следующим стрессовым фазам. В желудочно-кишечном тракте на этапе тревоги появляются кровоточащие язвочки (сначала точечные геморрагии, увеличивающиеся затем до геморрагических очагов). Активация системы гипоталамус–гипофиз–кора надпочечников вызывает гормональные сдвиги и обеспечивает мобилизацию защитных сил организма в ответ на действие стрессоров. Происходящие на этой фазе изменения функционально не однозначны и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления – необходимый компонент физиологической мобилизации при стрессе – при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту). В фазе сопротивления (резистентности) усиливается секреция кортикостероидов (гормонов, обладающих выраженным действием на водно-солевой, углеводный и белковый обмены), изъязвления исчезают, организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора. При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления (резистентности) сменяется фазой истощения, которая сопровождается резким снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний; вновь появляются язвы в желудочно-кишечном тракте. При продолжающемся воздействии стрессора может наступить гибель. Механизмы, критически переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения, до сих пор неизвестны. Летальный исход вследствие изъязвления слизистой пищеварительного тракта может наступить из-за формирования большого язвенного очага, к примеру, в слизистой желудка или двенадцатиперстной кишки с последующим катастрофическим прободением язвы.Но стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Ганса Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму (эустресс), он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям (инфекциям, кровопотере и другим), может приводить к облегчению течения и даже полному исчезновению многих заболеваний (изъязвлений, аллергий как извращенных иммунных реакций, бронхиальной астмы, ишемической болезни сердца и ряда других). Живые организмы нередко попадают в трудные, а иногда и экстремальные условия. Это связано с нарушениями основных параметров среды обитания и патологическими изменениями в самом организме. В результате возникает опасность для здоровья и даже для самой жизни особи. Важнейшая задача организма в этих условиях – выстоять, а при длительном их сохранении – адаптироваться к ним. В процессе эволюции появились два способа преодоления экстремальных ситуаций организма. Это толерантность и стресс. На мой взгляд, понятие «толерантность» исторически древнее, гораздо шире понятия «стресс» и в эволюционном процессе играет более важную роль. Толерантность (переносимость чего-либо) проявляется во многих формах: в иммунотолерантности, в генетической толерантности. Толерантность проявляется в форме стресса, что доказывает ее особое значение в формировании неадекватных реакций организма. Стресс, в свою очередь, имеет анатомо-физиологическую основу. Стресс ныне понимается шире, чем у Селье: он наблюдается не только у высокоорганизованных организмов, но и, например, у растений. Так, если резко понизить температуру, в организме растения начинается разрушение клеток и выделение соответствующих гормонов. Толерантность изначально шире, чем стресс, который она включает в себя. Исходя из этого, можно предположить, что изначально существовала одна стратегия выживания, а не две. В.И. Кулинский считает, что существуют две качественно различающиеся стратегии приспособления к неблагоприятным условиям: повышение резистентности (стресс, сопротивляемость) и увеличение толерантности (переносимости, выносливости). Стратегия толерантности типична для эволюционно более древних холоднокровных животных, а также для низших позвоночных с их достаточно низким потреблением кислорода. Стратегия резистентности (стресс) присуща более организованным существам. Наличие у высокоорганизованных млекопитающих не только стрессовой стратегии резистентности, но и альтернативной стратегии толерантности расширяет диапазон возможных защитных реакций. Стенобионты (от греч. stenos — узкий, ограниченный и biont-живущий) , животные и растения, способные существовать лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды (т. е. выдерживающие лишь небольшие отклонения действия факторов от оптимума : колебания температуры, солёности, влажности, гидростатического или атмосферного давления и т.п.). Эврибионты (от греч. ευρί — «широкий» и греч. βίον — «живущий») — организмы, способные существовать в широком диапазоне природных условий окружающей среды и выдерживать их значительные изменения.Эврибионтные организмы, как правило, имеют морфофизиологические механизмы, позволяющие им поддерживать постоянство своей внутренней среды даже при резких колебаниях условий окружающей среды. Новое тысячелетие таит в себе множество загадок, которые человек непременно будет стремиться раскрыть. Осваивая космос, Мировой океан, полярные области планеты, горы, занимаясь наукой и искусством, человечество сталкивается с воздействием экстремальных условий, а значит – со стрессом. Известно, что при стрессе резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. С какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух типов реакций: активного – сопротивления, и пассивного – терпения, или переносимости. Стресс является особенной реакцией организма, которая ближе ко второму типу, т.е. пассивному. Однако система стрессовых реакций характеризуется активным включением в них физиологических механизмов различных систем органов, прежде всего органов, относимых к гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов, но и может спровоцировать практически любое заболевание. Для того чтобы избежать вредных последствий стресса, необходимо как можно больше знать о нем, способах его предотвращения и преодоления. Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой. Он выступает важнейшим инструментом тренировки и закаливания, т.к. помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. С другой стороны, стресс – не единственное свойство человеческого организма, способное дать ему защиту от вредного воздействия внешней среды. Эволюция индивидуального и общественного сознания создала такой феномен, как толерантность. Этот феномен тесно связан со стрессом как защитной функцией организма и составляет с ним единую систему выживания в экстремальных условиях. tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения. Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний. Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками нетерпимости по отношению к ценностным установкам друг друга. Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности. 1. Знание себя:Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию. 2. ЗащищенностьТ: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей. И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.3. ОтветственностьТ: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят. 4. Потребность в определенииТ: Стремится к работе, творчеству, самореализации.И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).5. Чувство юмораТ: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.6. АвторитаризмТ: Предпочитает демократические начала.И: Предпочитает жесткую власть. Толерантность-вот вопрос: с чем в семье ребёнок рос?Что сумел познать, увидеть, что любить, что ненавидеть?С чем способен примириться , а чему и разозлиться.Всё заложено в семье и давно понятно мне,Как родители внушат: будет дальше рай иль ад!Неспособен детский разум просчитать всё это сразу,А последствия потом нарастут, как снежный ком:Если мудрая семья-будет домом вся Земля,Если националисты, то получаться фашисты. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Вглядеться немного, немного понять:В культурах народов есть что перенять.Всё самое лучшее, доброе брать,Чтоб зла избежать и чтобы созидать!Поймите же , люди , поймите сейчас,Что мы приближаем тот день и тот час,Когда сотрясётся от боли планета…Зачем эти войны, разборки, вендетта?..Давайте покрепче возьмёмся за рукиИзбавим друг друга от боли разлуки. Все расы Земли генетически сходны,Мы все равнозначны и все мы свободны.Мы любим , страдаем , рожаем детей…Мы- дети Земли , проживая на нейМы помнить должны, мы должны понимать,Что Родина-мать, и Земля – тоже мать!Толерантность внутри страны-сохранность целостности государства и его процветаниеТолерантность между странами-сохранность мира на всей Земле Что вам дает толерантность?Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным? Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности. Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»... http://52.mgl.skyrock.net/art/GRA1.388652.5.3.jpg
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=166233253-07-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=149917881-56-72&n=21
http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=76301436-12-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=222847865-02-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=400541594-35-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=363471118-70-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=402060699-12-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=397605219-36-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=521770796-43-72&n=21
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=172179285&journalid=2420181&go=next&categ=0
http://bio.1september.ru/2002/16/4.htm
http://www.arthistory.ru/img/leonardo/3.jpg