Развитие словесно-логического мышления на уроках информатики
Аттестационная работа учителя информатики МОУ «СОШ № 17» г. ДзержинскаМаксимовой Ольги ВладимировныСтаж работы 4 годаВторая квалификационная категория На современном этапе развития общества информация меняется и распространяется достаточно быстро, и учащиеся должны иметь способность не только запоминать ее, но и уметь анализировать, сравнивать, абстрагировать, делать правильные выводы и т.д. В связи с этим, особую значимость приобрела проблема развития словесно-логического мышления школьников на уроках информатики. социальный запрос общества, требующий наличие высококультурных людей, способных четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли;отсутствие целостной системы критериев развития словесно-логического мышления школьников на уроках информатики. Актуальность Задачи:Акцентировать внимание на особенностях развития словесно-логического мышления в разные возрастные периоды;Описать выбранные методики для определения уровня словесно-логического мышления учащихся;Представить комплекс заданий по развитию словесно-логического мышления у школьников на уроках информатики;Показать результаты апробации комплекса упражнений по развитию словесно-логического мышления учащихся в 9-10-х классах. Представить рекомендации для педагогов, направленные на эффективное и продуктивное развитие словесно-логического мышления на уроках информатики и ИКТ. Цель исследования:обобщение опыта преподавания информатики и ИКТ в 9-10-х классах с применением системы упражнений по развитию словесно-логического мышления Гипотеза исследования:возможно развитие словесно-логического мышления в процессе обучения школьников на уроках информатики в 9-10 классах будет эффективным, если:использовать систему заданий, способствующих формированию способностей к синтезу, анализу, классификации, сравнению;сформировать комплекс упражнений, формирующих алгоритмические и эвристические приёмы умственной деятельности;использовать различные приёмы, способствующие развитию словесно-логического мышления;учитывать возрастные особенности учащихся;работа по развитию словесно-логического мышления будет проводиться целенаправленно и систематически. Мышление – это функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Понятие о мышлении Основные мыслительные операции: анализ синтез сравнение абстракция конкретизация обобщение Виды мышления: наглядно-действенное наглядно-образное словесно-логическое Понятие о мышлении Дошкольный возраст (0-6 лет)Ребенок рождается не обладая мышлением. В раннем детстве он начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Мыслительные действия в дошкольном возрасте предполагают установление связей между предметами для достижения цели. Словесно-логическое мышление в разные возрастные периоды Одна из основных линий развития мышления дошкольника, связанная с усвоением речи – формирование обобщений, которые первоначально возникают в процессе действия, а затем выражаются в слове. Благодаря обобщению происходит выделение предмета (свойства, функции), что знаменует начало сложной логической переработки материала, осмысление, осознание окружающего мира. Первые слова ребенка – это своего рода обобщения целого класса предметов или явлений на основании единичных признаков.В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление в разные возрастные периоды Младший школьный возраст (7-9 лет)К семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. На данном этапе ребенок уже умеет оперировать словами и понимать логику рассуждений. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого мышления способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Средний школьный возраст (10-13 лет)Ученики четвертого класса способны к высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия, устанавливают связи между родовыми и видовыми понятиями.Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане. Словесно-логическое мышление в разные возрастные периоды Словесно-логическое мышление в разные возрастные периоды Подростковый возраст (13-18 лет) В подростковом возрасте интеллектуальные процессы активно совершенствуются, происходит переход к формально-логическим операциям. Постепенно перестраиваются процессы мышления, оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое (дискурсивное) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между наглядно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. В подростковом возрасте, вырабатывается словесно-логическое мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией. Методики определения словесно-логического мышления Методика «Количественные отношения» (задания, результаты исследования) Тест Айзенка (задания, результаты исследования) Проведение диагностического исследования в 9-10-х классах показало, что на начало 2009-2010 учебного года низкий уровень словесно-логического мышления имеют 19 человек из 52, средний – 22 учащихся и высокий – 11 человек. Результаты первичного исследования Система упражнений для развития словесно-логического мышления Применение упражнений системы на различных этапах урока при изучении информатики Прямоугольники Треугольники Шары Мысли другими словами Фрукты Слова Взвешивание муки Легкая монета Переливание воды Переправа 11, 12, 13. Переливашки Круговая анаграмма по теме «MS Access» Чайнворд по теме "Обслуживание ПК" Кроссворд «Изобретатель» по теме «PowerPoint» Графический кроссворд «Структура окна MS Excel» Кроссворд по теме «Вирусы. Антивирусы» Кроссворд по теме "Состав ЭВМ" Кроссворд «Языки программирования» Буквы Уравнения Анаграммы Занимательные рисунки Уровень развития словесно логического мышления учащихся по классам Результаты промежуточного тестирования Класс Уровень развития словесно-логического мышления Высокий Средний Низкий 9Б 2 5 4 9В 5 6 3 10А 5 4 4 10Б 1 7 6 Результаты итогового исследования Класс Уровень развития словесно-логического мышления Высокий Средний Низкий 9Б 4 5 2 9В 7 6 1 10А 8 4 2 10Б 2 7 5 Проведение итогового диагностического исследования в 9-10-х классах показало, что уровень развития словесно-логического мышления учащихся возрос. Можно отметить, что низкий уровень словесно-логического мышления имеют только 10 человек из 52, средний – 22 учащихся и высокий – 21. Результаты итогового исследования Анализ результатов исследования Рекомендации для учителя по развитию словесно-логического мышления на уроках информатики Выявить индивидуальные особенности каждого ученика;Использовать на уроке дифференцированные задания;Применять различные формы урока, а также использовать соревновательный момент;Создавать на уроке проблемные ситуации; Разработать систему упражнений для развития словесно-логического мышления;Применять различные комплексы нетиповых упражнений: ребусы, анаграммы, кроссворды;Использовать на уроках различные виды проверки знаний, умений, навыков учащихся; Проводить фронтальный опрос; Ставить в основу практических заданий на компьютере упражнения из разработанной системы. Мониторинг учебных достижений обучающихся исследуемых классов Подробный мониторинг по 9Б классу Подробный мониторинг по 9В классу Результативность деятельности учителя Список опубликованных работ Методическая работа Участие учеников в конкурсах и конференциях выводы Акцентировано внимание на особенностях развития словесно-логического мышления в разные возрастные периоды;Описаны выбранные методики для определения уровня словесно-логического мышления учащихся;Представлен комплекс заданий по развитию словесно-логического мышления у школьников на уроках информатики;Показаны и проанализированы результаты апробации комплекса упражнений по развитию словесно-логического мышления учащихся в 9-10-х классах; Представлены рекомендации для педагогов, направленные на эффективное и продуктивное развитие словесно-логического мышления на уроках информатики и ИКТ. Литература Программы для образовательных учреждений. 2-11 классы. – М.: БИНОМ, 2006 с. 219-230.Угринович Н.Д. Программа курса информатики и информационных технологий для 10 – 11 классов на базовом уровне (переходный вариант) в общеобразовательных классах. Угринович Н. Д.. Информатика.: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2007 г. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д., – М.,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 549 с. Базанова О.В. Урок-игра «В поисках клада» // Информатика и образование. – 2005 – №10.– С. 30 – 31.Бродская Е.В. Учимся играя // Информатика в школе. – 2008.– №4 .– С.17–22.Выготский Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинений. – М.: Мир, 1982. – 312с.Голованова А.Н. Увлекательные задания // Информатика в школе . – 2006.– №8 .– С.3–5. Журова С.В. Занимательные задания по информатике // Информатика и образование. – 2008 – №6.– С. 44 – 45.Затапольский Д.М. Информатика в увлекательных задачках. –М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.Полякова Д.М. Урок с пользой // Информатика в школе.– 2007.– №8. – С.4–7. Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления // ИНФО. –1996.– 31.– С. 81-86. Костина М.М. Развиваем мышление // Информатика в школе. – 2006.– №4 .– С.21–25. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –Ярославль: ТОО Гринго,1995. – 240 с.http://psychology.net.ruhttp://psylib.org.uahttp://www.metod-kopilka.ru