Выступление и презентация на педсовете по теме: Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Духовно – нравственное формирование личности ребёнка на уроках гуманитарного цикла
!«…человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» - так говорил Аристотель.
«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера», - сформулирует позже Гегель.
«Ничто, кроме литературы, не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытом человечества»Неменский П.М. :
Главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния
Формы обучения, применяемые на уроках литературыВ начале урока использую в качестве эпиграфа высказывание писателя или героя. Цель: настроить на идейную волну урока, пробудить душевные переживанияОсновной вид работы - анализ текста:Наблюдение над словом содержит эмоциональные знаки;Описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям;
Формы обучения, применяемые на уроках литературыВнимательное прочтение произведения учит видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств через мимику, жесты, действия, интонацию.
Чувство воспитывается только чувством!
Понять главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму;Чему учит данное произведение.Выразительное чтение и анализ прочитанного.Рисование иллюстраций к прочитанному тексту.Формы обучения, применяемые на уроках литературы
Формы обучения, применяемые на уроках литературыВведение теоретических и литературоведческих понятий.Письменные творческие работы (сочинения, эссэ, ответы на проблемные вопросы).
Создание атмосферы «творческого комфорта»Читать вслух только по желанию обучающихся.Самые удачные мысли выносить на поля: «Молодец!» или «!»Темы побуждают каждого к самоанализу, но не провоцируют на излишнюю откровенность( на выбор 2 – 3 ).Похвалить после проверочной работы.
Литература – искусство словаНа уроках литературы учитель помогает обучающемуся как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор.
Спасибо за внимание!