Мастер класс по интегрированным практико- ориентированным технологиям


Республиканский научно – методологический семинар«Педагогика и психология развития личности ребенка дошкольного возраста»Мастер – класс по интегрированным практико - ориентированным технологиям«Путешествие божьей коровки» Выполнили: Сахибгареева А.Р. Научный руководитель: к.п.н., доцент Антонова О.А. Бугульма – 2017 Умственное развитие дошкольника происходит непрерывно в процессе определенной деятельности – в общении, в игре, а также в учебной, трудовой и творческой продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании и т.д. В данной работе взрослый выступает в роли союзника, участника педагогического и развивающего процесса, обеспечивая ребенку свободу выбора занятий и способу действия, стимулирующих развитие детской активности и творчества. Пояснительная записка Актуальность: В современном мире с развитием высоких технологий, компьютерной техники наши дети стали похожи на «инопланетян»: друзей находят не во дворе, а «в контакте», общаются между собой на понятном лишь им языке. Только маленькие дети еще умеют восхищаться встрече с бабочкой, стрекозой или божьей коровкой. Лишь малыши весь вечер рисуют, лепят и рассказывают о них родителям. Старшим дошколятам куда более интереснее не наблюдать, к примеру, за черепахой, а играть по компьютеру в «Черепашек ниндзя». Мир взрослых и мир детей! Как важно установление эмоционального контакта между детьми и взрослыми через: возможность высказать и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; через сопереживания и взаимопомощь. Часть этих проблем мы попытались решить через данную работу. Цель данной работы: Развитие у каждого ребенка: - творческого начала, воображения, изобретательности; - способности к критическому мышлению и умению делать самостоятельный выбор; - способности ставить проблемы и находить их решение; - неравнодушия к проблемам общества и окружающей среды. Задачи:- формирование системы элементарных знаний о предметах, живой и неживой природе, явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ним;- развитие познавательных процессов и способностей;- развитие речи детей через продуктивную, творческую деятельность (лепка);- развитие у детей мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;- приучение детей к умственному труду, овладение мыслительными операциями, развитие фантазии и любознательности детей. Материал и оборудование: - пластилин; - доски для лепки; - полумаски к играм; - рисунки с изображением гусеницы, стрекозы, пчелы; - музыкальное сопровождение к играм, физкультминуткам; театральные шумы (шум леса, города, детей). Этапы:1 этап: познавательное развитие дошкольника;2 этап: физическое развитие;3 этап: речевое развитие;4 этап: художественно – эстетическое развитие;5 этап: социально – коммуникативное развитие;6 этап: интеграция Ожидаемые результаты: положительный настрой детей к занятиям;развитие двигательной моторики и общего мышечного тонуса в ходе игр, игровых упражнений и физкультминуток;обогащение художественно – эстетических возможностей посредством чтения сказки, стихотворений, загадок, наблюдений на природе, занятий лепкой;развитие у детей творческого воображения, художественного вкуса, изобретательности;формирование положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничество между детьми и педагогом на равных. 1 этап:Познавательное развитие дошкольникаЦель: стимуляция развития детской активности и творчества, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе в ходе образовательной работы.Задачи: подвести детей к понятию взаимосвязи конкретных насекомых со средой обитания, об их приспособленности к ней через наблюдения на прогулке, экскурсии, целевые прогулки.Ожидаемые результаты: дети осознают, что нужно беречь природу и защищать каждое живое существо. Дошкольники имеют конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных и собственных потребностях. Предварительная работа:1) Наблюдения за божьей коровкой на прогулке, экскурсии, целевой прогулке;2) Рассматривание картинок с изображением божьей коровки, составление описательных рассказов о ней;3) Изготовление поделок, аппликаций на эту тему из бумаги, природного, бросового материала (совместно с родителями)Ход образовательной деятельности (ОД) 1 этапа:Сказкотерапия: «Приключения божьей коровки Милы»Жила-была на свете божья коровка. Ее звали Мила. Каждое утро Мила умывалась, росой с цветка, делала, как мы, зарядку (физкультминутка «Прыг-скок»). Затем Мила спешила к своим друзьям, и все вместе играли в веселые игры («Перепрыгни с цветка на цветок», «Кто быстрее долетит до домика»). Мила и ее друзья любили наводить порядок на своей полянке, собирали нектар с цветков, и определяли по внешнему виду название цветка (дид.игра «Угадай цветок») Однажды к Миле прилетела пчела Майя и рассказала забавную историю про детей, которые живут в городе. Так она отправилась в путешествие. Долго летела Мила, но сбилась с пути. Огорчившись, она присела на цветок (барельефная лепка «Божья коровка на цветке») возле пруда и увидела Стрекозу. Услышав о том, куда отправилась Мила, добрая Стрекоза показала ей дорогу. Долго летела Мила по лесу (рисование дерева ладошками), устала, и решила прилечь в траву отдохнуть. Там она встретила Гусеницу (лепка «Гусеница»). Гусеница никогда не видела божью коровку и попросила ее рассказать о себе (чтение стих-ия Н.Бровкова «Божья коровка»), затем показала ей дорогу в город. Пролетая над детским садом она увидела много детей, которые гуляли и веселились, у них было много разных игрушек. Ей стало интересно и она опустилась на красивый яркий цветок. Ее заметили ребятки и стали ей любоваться, воспитательница прочла детям стихотворение:У божьей коровки не видно головки.В оранжевом, в черную точку, платочке.Ее не ловите, пожалуйста, дети!Милее она всех букашек на свете.Пусть радует нас, на зеленом листочке,В оранжевом, в черную точку, платочке. Ей очень понравилось в компании детей, где все ею любовались. Но вдруг она почувствовала, что ее взяли в руки и посадили в темноту. Мила очень испугалась, и ей очень захотелось поскорее выбраться и увидеть солнце, цветы и лес. Целый день она провела в темном спичечном коробке. Она обиделась на детей и очень расстроилась, потому что ей было неуютно, страшно в этом темном месте. Позже мальчик достал ее из коробка и грубо швырнул на землю, и хотел уже ее растоптать. Но девочка Маша увидела это и громко закричала «Не убивай ее! Она же красивая и … И очень полезная» - добавила воспитательница и рассказала о пользе, которую приносит божьи коровки (поедает тлю, которая вредит растениям). И еще предложила спеть для божьей коровки песню: « Добрый жук». Божья коровка простила детей и полетела дальше по своим делам. 2 этап:Физическое развитие дошкольникаЦель: стимуляция двигательной активности детей, развитие и коррекция двигательной сферы, снижение эмоционального напряжения в увлекательной игровой форме под музыкальное сопровождение.Задачи: формировать позитивное отношение детей к себе, к другим и миру в целом; развивать двигательную память ребёнка, ритмичность.Ожидаемые результаты: Развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности. Обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения движений в ходе пальчиковых игр, физкультминуток и подвижных игр. Повышение активности на занятиях, улучшение результатов обучения. Ход образовательной деятельности (ОД) 2 этапа:Физкультминутка с музыкальным сопровождением: Божья коровка, божья коровка, Эта коровка в поле не гуляет! И хвостом усердно мух не отгоняет. На коровку даже вовсе не похожа, Потому что добрая, потому что божья. Божья коровка, улети на небо! Божья коровка, принеси мне хлеба.Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»:Божьей коровки папа идет,Следом за папой мама идет.За мамой следом дети идут, Следом за ними малыши бредут.Красные костюмчики носят они,Костюмчики с точками черненькими.Папа семью в детский садик ведет,После занятий домой заберет. 3 этап:Речевое развитие дошкольникаЦель:Формирование познавательно – речевого развития детей.Задачи: Развитие активного речевого общения детей;Расширение и обогащения словарного запаса, уточнение обобщающих понятий (лес, насекомые)Ожидаемый результат: добиваться свободного, непринужденного общения детей между собой и педагогом в ходе совместной деятельности. Ход образовательной деятельности (ОД) 3 этапа:(чтение стихотворения, размышления детей о прочитанном)Гуляла за городом Божья коровка,По стеблям травинок карабкалась ловко,Глядела, как в небе плывут облака...И вдруг опустилась Большая Рука.И мирно гулявшую Божью коровкуЗасунула в спичечную коробку.Ах, как тосковала в коробке бедняжка!Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.Неужто в неволе остаться навек?Коровка решила готовить побег!О, Боже! взмолилась несчастная крошкаИ вдруг увидала за шторой окошко.А там, за окном, все от солнца светло.Но к свету ее не пускает стекло.Однако коровка на редкость упряма:Нашла, где неплотно захлопнута рама,И вот вылезает она из окна...Ура! Наконец на свободе она! (Андрей Усачев) 4 этап:Художественно – эстетическое развитие дошкольникаЦель: учить использовать для создания образов разнообразные способы лепки, отмерять отрезки нужной величины , передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, обрабатывать поверхность формы движением пальцев, развивать чувство композиции, поощрять творческую инициативу. Задачи:развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира, как эстетических объектов;создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами; - обогащение индивидуального художественно-эстетического вкуса Ход образовательной деятельности (ОД) 4 этапа:Барельефная лепка «Божья коровка»Рассказ воспитателя: Жила была на свете маленькая божья коровка. Ее так и звали - Кроха. Дом ее был под большим березовым листочком. Там она и спала, там и встречала своих друзей. А крона березы спасала ее дом от дождя. Но вот однажды на лес налетел ураган. Деревья гнулись до самой земли. Кроху бросало из стороны в сторону, пока не прекратился ветер. Без сил она упала на землю. Она осталась без домика, и начавшийся дождь промочил ее насквозь. Что нужно сделать для божьей коровки?Дети:…Воспитатель: Посмотрите у меня на столе лежат разные листочки, выберите тот который вам нравится. А вот какая божья коровка поселится на листочке мы сейчас узнаем. Каждый сделает ту, которой будет уютно на вашем листочке.Воспитатель показывает приемы работы.Сейчас мы слепим Кроху. Посмотрите на божью коровку и расскажите о ее строении.(ответы детей). Да у нее овальное туловище, круглая голова. А сколько у нее ног? Ребята, а теперь я предлагаю вам слепить божью коровку. Согласны? Но сначала мы разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»Божьей коровки папа идет.(Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)Следом за папой мама идет.(Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу)За мамой следом детишки идут,(«Шагать» обеими руками)Вслед за ними малыши бредут.Красные костюмчики носят они.(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)Костюмчики с точками черненькими.(Постучать указательными пальцами по столу)Папа семью в детский садик ведет,После занятий домой заберет.(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу) С чего мы начнем его изготовление? (ответы детей).Сначала мы скатаем два шарика. Один большой красный - для туловища, а другой маленький - для головы. Не забудьте, у коровки есть еще точки на спине.Слегка расплющим оба шарика, и закрепим их на листочке. Теперь нам осталось сделать только ножки. Из чего их можно сделать?А из чего можно сделать Крохе глазки? (ответы детей).Правильно для глаз можно подобрать бисер разной величины. Вот какая у нас получилась красивая божья коровка.Рефлексия: Сколько божьих коровок у нас получилось? Давайте их посчитаем.А теперь придумайте имя каждый для своей коровки.Нелегко им жить в лесу, то дождик их намочит, то ветер может унести далеко от своего домика. А иногда какой - нибудь ребенок не думая о букашке, может раздавить ее. В природе нет ничего лишнего, поэтому берегите каждого обитателя нашей планеты, будь то маленькая божья коровка или огромный кит. 5 этап:Социально - коммуникативное развитие дошкольникаЦель: пояснять суть несоответствия действий детей (действий других людей, наблюдаемых детьми) правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;Ожидаемые результаты:Воспитанник легко входит в устойчивые объединения детей.Элементарно регулирует свое поведение согласно социальным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, сдерживает непосредственные ситуативные желания. Проявляет сочувствие, сопереживание.  Ход образовательной деятельности (ОД) 5 этапа:Беседа-дискуссия (по сказке из 1 этапа): «Путешествие божьей коровки Милы»Предполагаемые вопросы к детям:Божья коровка Мила - какая она, что вам в ней нравится, а что нет? Назовите ее друзей. Какие они, чем помогли Миле? Как вы относитесь к мальчику и девочке Маше? Кто из них прав, а кто нет? А как бы вы поступили на месте мальчика? Давайте вместе придумаем продолжение сказки. Какие еще приключения встретятся в жизни божьей коровки Милы? 6 этап:ИнтеграцияЦель: формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней. Задачи:развитие мыслительной деятельности детей;формирование познавательных интересов и любознательности;расширение кругозора как фактора всестороннего развития ребенка.Ожидаемые результаты:- повышение активности на занятиях, улучшение результатов обучения.- осознание детьми необходимости беречь природу и защищать каждое живое существо. Ход образовательной деятельности (ОД) 6 этапа:1.Организационный момент.В. Добрый день, ребята! А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:Встало солнышко — ура! (тянут руки вверх)Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)2. Основная часть.В. Сегодня я предлагаю вам сходить в гости. Вы любите ходить в гости?Презентация «Домик для божьей коровки»В. Посмотрите, домик. А кто же в нем живет? Давайте постучим. Может дверь откроется и из домика кто-то выйдет?(Дети стучат кулачками по столам, из домика появляется божья коровка.)В. Кто в этом домике живет?Дети. Божья коровка.В. Давайте рассмотрим её внимательно.Красненький кружочек,Много чёрных точек.Крылья раскрывает,В небо улетает.В. А теперь давайте поиграем с божьей коровкой. Дыхательная гимнастика «Ветер уносит листья»Вот подул сильный ветер и улетел наш листочек.Он прыгает под небо, взлетая высоко.И крылышками машет свободно и легко.Он не простой прыгучий чудо человечек.А маленький, весёлый, зелёненький ……(кузнечик).Музыкально-ритмическое упражнение «В траве сидел кузнечик»Презентация «Домик для муравья».Постучим в следующий домик? В нем живет…Муравей.По травинкам, по листочкам,По канавкам и по кочкамРыжий муравей бежит,По делам своим спешит.Он как солнышка кусочек,Тоже золотистый очень.Не смотри, что кроха он,Он могучий словно слон.Не боится он труда,Не ленится никогда. Дидактическая игра «Кто большой, а кто маленький?»В. Вот у нас муравей. А это кто? Слон. Кто большой? Слон большой. А кто маленький? Муравей маленький.В: Всех, у кого мы были в гостях: божью коровку, кузнечика и муравья можно назвать одним словом — насекомые. (Дети повторяют хором и индивидуально).В. Летом было тепло, было много зеленой сочной травки, цветов и насекомым было хорошо. Но пришла осень, травы и цветов стало меньше, на улице стало холодно и все насекомые прячутся. Кто в коре деревьев, кто в земле. Давайте мы поможем нашим насекомым спрятаться.Игра «Спрячь жука»Дети опускают руки в емкость с пшеном и прячут в него мелкие фигурки жуков.В. Теперь насекомые не замерзнут. А весной, когда пригреет солнышко и начнут расти трава и цветы, они вылезут из своих укрытий, и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием.3. Подведение итогов.В. Ребята, у кого мы сегодня были в гостях?В. Как божью коровку, кузнечика и муравья можно назвать одним словом?В. Куда деваются насекомые с приходом осени?В. Молодцы! Приложение Поделки детей и родителей из природного материала«Божья коровка» Божья коровка ползает по травкеУ божьей коровки кружочки на спинке,Изящные пятнышки черного цвета.Коровка вздыхает, услышав про это:«Я так осторожна! Я так аккуратна!Откуда же взялись эти черные пятна? (Н. Бровков)