Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС


Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС Здоровьесберегающая образовательная технология — система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)В эту систему входит:-Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.-Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.-Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка: чрезмерная занятость; высокие учебные нагрузки; несоответствие между требованиями и индивидуальными возможностями ребенка; школьные стрессы; гиподинамия; чрезмерное увлечение компьютером. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы: Защитно-профилактические: выполнение норм САНПиН, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки; Компенсаторно-нейтрализующие: восполнение недостатка того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).Стимулирующие: позволяющие активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия) Информационно-просветительское: обеспечение учащихся уровнем грамотности, необходимым для эффективной заботы о здоровье. Основные направления деятельности программы: Медицинское направление включает: -создание соответствующих санитарно-гигиенических условий, согласно требованиям САНПиНа, для обучения и воспитания учащихся; -составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; -нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий, соблюдение режима дня; -постоянное поддержание санитарно-гигиенического состояния школы, -проведение физкультминуток на уроках; - организация питания школьников; -диспансеризации учащихся и сотрудников школы; -профилактика заболеваний (прививки, осмотры врачами). Просветительское направление включает: -организация деятельности с учащимися, родителями, сотрудниками школы по профилактике негативных явлений и зависимостей (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т. д.); - пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, конкурсы, акции, недели по профилактике негативных явлений). Психолого-педагогическое направление включает: -использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности; -обеспечение адаптации на разных этапах обучения; -развитие познавательной и учебной мотивации; -формирование навыков здорового образа жизни; -совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности; -организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. Спортивно-оздоровительное направление включает: -организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний, пропаганды и приобщения к здоровому образу жизни;-привлечение системы кружковой, внеклассной, внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; -привлечение учащихся, родителей, сотрудников к физической культуре и спорту, различным формам, в том числе соревнованиям оздоровительной работы. Диагностическое направление включает: -проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся, где выявляется общее состояние здоровья, хронические заболевания; -текущая заболеваемость, в том числе скрытая (родители ребенка не обращаются к врачу, ребенок находится дома 1-2 дня); -режим дня, питание, бытовые условия, школьная занятость дополнительными занятиями. Принципы и задачи учителей по реализации Программы. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять эти знания в повседневной жизни. В своей работе учителя придерживаются следующих принципов: - учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка; - учёт медицинских показателей; - соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с ростом и возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена, питьевой режим); - соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.); - введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения; - создание индивидуально-личностной траектории обучения учащегося.