Презентация на тему: «Мастер исторической живописи — Василий Иванович Суриков.»
Мастер исторической живописи Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 г. г.) Суриков, Василий Иванович – выдающийся русский исторический живописец. Главным действующим лицом во многих его картинах выступает борющийся, страдающий и торжествующий народ. Реалистическое творчество Сурикова, впервые с такой убедительной силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в отечественном искусстве. В. И. Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в XVI веке. Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. Дом Суриковых в Красноярске С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200 – летнее». Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Портрет П. Ф. Суриковой, матери художника. 1887. Первым, кто заметил мальчика, был Н. В. Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году с похвальным листом. По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени. «Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною», – с благодарностью говорил Суриков о своем первом наставнике. Молодой В. И. Суриков В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории. «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь», – вспоминал он впоследствии. «Утро стрелецкой казни» дата создания 1881 г. В восстании стрельцов Суриков увидел прямую связь с мятежными духом русского народа. Народ стал главным героем картины. Суриков понимал, что трагедия стрельцов вызвана неумолимым ходом истории. Он обнажил противоречия эпохи, показал не только прогрессивную роль преобразований Петра, но и страдания народа при проведении этих реформ крепостническим государством и его первым помещиком - царём. «Меншиков в Березове» дата создания 1883 г. Картина «Боярыня Морозова» посвящена расколу в русской православной церкви, произошедшему в середине XVII столетия. «Боярыня Морозова» дата создания 1887 г. Против церковных новшеств патриарха Никона выступила сподвижница протопопа Аввакумом — Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Богатая, знатная и родовитая боярыня выступила истовой сторонницей древнего благочестия. В 1673 г. она была сослана в Боровский монастырь. Морозову уморили голодом в земляной яме, запретив охранявшему её часовому даже разговаривать с преступницей. Она погибла через два года. Морозову везут по Москве «на позорище», закованную в цепи в мрачной монашеской одежде. Её правая рука с двуперстным знамением - это знамя раскола, символ истинной веры. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека. С правой стороны картины Суриков изобразил людей, сочувствующих Морозовой. Таким же староверческим двуперстием словно благословляет боярыню юродивый, сидящий на снегу в тяжелых веригах и в рубище. Нищенка с сумой упала на колени перед Христовой мученицей. Иконописная красавица в желтом платке склонилась перед ней в поклоне. Стиснув руки, стремительно шагает за санями княгиня Евдокия Урусова — сестра Феодосии Прокопиевны. Слева от саней - люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой.Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта. На картине много детей. Желая подчеркнуть трагичность момента Суриков показывает улыбку непонимания на круглом розовощёком лице мальчика, стоящего возле саней, недоумение, растерянность или просто детское любопытство остальных. «Покорение Сибири Ермаком» дата создания 1895 г. На картине изображена битва на Иртыше казацкой дружины под воеводством Ермака с сибирскими татарами. Суриков показал людей, исполненных отваги и несокрушимого мужества, спокойно идущих в бой за новые земли для отечества. В. И. Суриков с исключительным талантом показал в своих работах героические подвиги русского народа, страницы национальной истории. В картине «Переход Суворова через Альпы» им воспето мужество русских воинов. «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» дата создания 1899 г. «Взятие снежного городка» дата создания 1891 г. К последнему дню масленицы сооружалась снежная крепость, которую предстояло взять в шуточной баталии. Одни старались прорваться к крепости, другие ее защищали, а третьи с интересом смотрели на состязание лихих смельчаков.