Обобщение опыта работы по теме: «Приемы создания благоприятного психологического климата на уроках трудового обучения в системе здоровьесберегающих технологий»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIIIвида» Учитель трудового обучения Ведерникова Ирина Владимировна Оглавление: Чтобы урок получился.Как преодолеть кризис настроения?Элементы аутотренинга и тренинга успеха.Физкультурно-интеллектуальные паузы.Самомассаж.Гимнастика для глаз.Индивидуальный подход.Как проверить эмоциональное состояние ребенка?Вывод. Подросток – уже не ребенок, но и далеко не взрослый. Он готов с интересом отнестись к любому виду учебной деятельности, лишь бы она не носила механический характер. Подростков привлекает проблемность, быстрый темп занятий, смена видов работ. Захваченные интересным делом, учащиеся редко нарушают дисциплину. Надо помнить о том, что ребенок, и в особенности подросток, очень раним, боится оказаться в смешном положении. Если он почувствует, что педагог относится к нему неблагожелательно, то не упустит случая оправдать сложившее о себе мнение, причем открыто. Чтобы урок получился. При подготовке к уроку необходимо помнить, что учащиеся могут усвоить программный материал лишь на посильном им уровне трудности. В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении, можно выделить 3 основных направления:1. Организация стремительного движения вперед группы наиболее способных учеников с использованием самообразования.2. Сочетание объяснений учителя с самостоятельным закреплением материала учащимися.3. Объяснение нового материала и его закрепление под руководством учителя. Чтобы урок получился. С первого занятия ученикам предъявляю четкие требования, которые будут действовать на протяжении всех лет обучения. Особое место при подготовке к уроку занимает работа с недисциплинированными учениками. Слабоуспевающих учеников я подсаживаю к более сильным. Перед выполнением любого задания сообщаю детям критерии оценок.Свои уроки я строю не только на требованиях, но и на отношениях. Чтобы урок получился. Сотрудничество «учитель-ученик» составляет союз старшего и опытного с менее опытным. На моих уроках ребенок всегда имеет право и возможность высказать свою точку зрения, обосновать её, имеет право на ошибку. Я, как учитель, не запрещаю, а направляю; не управляю, а соуправляю; не принуждаю, а убеждаю; не командую, а организовываю; не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора. Чтобы урок получился. Как преодолеть кризис настроения? Дети нашей школы подвержены быстрой смене настроения. Для учителя симптомом кризиса является внезапное изменение реакции ребенка на привычные типы воздействий. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение правил. Учитель в подобной ситуации должен как можно скорее и безболезненнее преодолеть эти симптомы. Я стараюсь заменить принуждение желанием, которое порождает успех, делая ставку на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Зная особенности каждого ученика, учу его с учетом потенциальных возможностей ребенка. Для каждого ученика создается ситуация успеха, одобрения, поддержки и доброжелательности. В трудной ситуации всегда на помощь может прийти шутка. Когда мы шутим, любая трудная ситуация выглядит несколько иначе. Радость помогает заглушить внутренние отрицательные эмоции, изменить ход мыслей и действий ребенка и всего класса в целом. В творческой работе веселое расположение духа служит залогом успеха.Я стараюсь построить работу с учащимися так, чтобы выполняемая ими работа в данный момент стала любимой, а любимое дело пробуждает сознание. Как преодолеть кризис настроения? Элементы аутотренинга и тренинга успеха. Практически каждый урок начинаю с фразы: «это трудно, но вы сможете». У меня есть карточки-поддержки, которые я часто использую в своей работе:«Если захочу – сделаю это»«Я могу это сделать»«Терпение и труд – все перетрут»«Одно маленькое усилие – и будет результат» и т.д. Элементы аутотренинга и тренинга успеха. Эти карточки использую не только в начале урока, но и тогда, когда у ребенка возникает проблема. В целях образования и обучения проблема может быть создана учителем и преднамеренно. Наши дети не очень любят преодолевать трудности, просят помощи учителя, даже если эта помощь не особенно им нужна. Мои действия: беседа и внушение. В трудные для ребенка моменты можно сказать, например, такие слова: «Я тебе обязательно помогу, но ты у меня очень умная и умелая девочка. Надо только попробовать.». Или: «Посмотрите на эту хитрулю! Сама может справиться, а помощи просит.». Обычно после такого рода фраз ребенок сам смело берется за дело. Работа получается, следует похвала учителя, обращается внимание всех детей на успех товарища. Мы учимся с волшебными фразами: Я справлюсь. У меня все получится. Я постараюсь не бояться трудностей. Физкультурно-интеллектуальные паузы. Одним из важнейших условий раннего утомления и сохранения работоспособности школьников в течении учебного дня является проведение физкультурных пауз. Я их сочетаю с интеллектуальными паузами. После этих пауз улучшается функциональное состояние нервной системы, происходит профилактика различных заболеваний, а также, дети освобождаются от стрессов и перенапряжения. Много есть физ. пауз.Вот несколько из них:Игра «Зернышко».Игра «Невнимательная девочка».Игра «1 минута на разговоры». Самомассаж. Основные личностные требования на моих уроках: невосприимчивость к помехам, выносливость, (психологическая и физическая), терпение, усидчивость, быстрота действий, уравновешенность, аккуратность, тщательность. В работе над этими требованиями помогают учащимся элементы самомассажа.Очень полезен на уроках массаж стессозависимых зон: массаж области задней поверхности шеи, массаж плечевых суставов. Усталость этих мышц влечет за собой недостаточное поступление кислорода к голове. Массаж рук укрепляют нервную систему: плавное, медленное действует успокаивающе, а резкое, сильное- возбуждающе. 1.«Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создает ощущение легкости и радости организма.2.Прижать ладони друг к другу, растирать их движениями вверх-вниз. Вложить между ладонями шестигранный карандаш, покатать его.3.Сжать 4 пальца одной руки и поводить ими по ладони и основаниям пальцев другой руки.4.Сжать между ладонями грецкий орех или маленький шарик, делать круговые движения.5.Время от времени массировать каждый палец в отдельности разминающими , а затем растирающими движениями. Массаж рук. Гимнастика для глаз. При вышивки глаза детей быстро устают: происходит координирование движения рук и глаз. Глаза прослеживают движение руки, впоследствии рука «подчиняется» зрению. Чтобы снять усталость, выполняем гимнастику для глаз. 1 комплекс.1.И. П. –сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклоняясь вперед , к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.2.И. П .-сидя, откинувшись на спинку стула, сильно зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.3. И. П. –сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо , посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И. П. Повторить 5-6 раз. Гимнастика для глаз. 2 комплекс.1.Встать около парты.2. Повернуть голову вправо, глаза смотрят налево.3. Повернуть голову влево, газа смотрят направо.4.Голову наклонить вниз- глаза поднять вверх.5. Голову поднять вверх- глаза опустить вниз.6. Встать прямо. Зажмурить сильно глаза, открыть их. Повторить 3 раза.7.Спокойно сесть на стул, без напряжения мышц, посидеть 5 секунд. Индивидуальный подход. Большое значение в нашей работе имеет индивидуальный подход к учащимся. Индивидуальные задания важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника, а иногда в целях предупреждения возможного зазнайства. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса. Индивидуальный подход дает возможность работать ребенку в индивидуальном темпе.Необходимо предварительно убедить ученика в посильном выполнении задании. Это могут быть карточки-задания, карточки с пропусками, карточки-инструкторы и т. д. Когда задание выполнено, учитель должен заметить это, .поднять престиж в глазах класса. Как проверить эмоциональное состояние ребенка? Чтобы узнать, как себя чувствует ученик, я предлагаю ему заполнить карточку в начале и конце урока. Это занимает очень мало времени. Задание: выбери цвет, который тебе близок именно сейчас, поставь условный значок. Серый - желание укрыться от внешних влияний и стимуловКоричневый - ощущение дискомфорта(плохое самочувствие)Желтый - тепло солнца, дух веселья, хорошее настроение, легкость, радость.Синий - полное спокойствиеКрасный - воля к победе, многое могу сделатьЗеленый - способность к критическому анализу, целеустремленность Вывод. С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. Быть «хорошим» ТРУДНО и не весело. Доброжелательность, любовь, добрая шутка помогут ребенку справится с любыми трудностями, а учителя направят на волну дружбы с учеником. 1.Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.2.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.3.Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.4.Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева.-2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.5.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.6.Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, 2009.7.С.Л.Мирский, Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1980.8.С.Л.Мирский, Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. “Педагогика”, 1990г. 9.Г.Н.Мерсиянова, Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы, / НИИ педагогики.-К: Рад. шк., 1985. ЛИТЕРАТУРА.