Презентация Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся


Учительница биологии и химии I категории : Жума Н.Т. Средняя школа №16 имени М.ГорькогоГород Казалинск Авторская программа по здоровьесбережениюшкольников « Будь здоров!» У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Арабская пословица Здоровье школьников – залог успешного обучения В современных условиях высокой технической оснащенности и психофизическойинтенсивности труда одним из главныхлимитирующих факторов становится фактор здоровья. Сбережение здоровья, его укрепление и формирование. Создание условий для сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. * Задачи: Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы.Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу.Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.Организовать системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.Активизировать медицинскую профилактику мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся. если мы обеспечим:гигиенические условия образовательного процесса, просветительскую работу медиков,комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе, процесс непосредственной учебной деятельности ребенка ииндивидуально-дифференцированный подход учителя к каждому ученику, то мы создадим условия, сохраняющие, укрепляющие и формирующие его здоровье. Деятельность программы направлена на: Формирование у учащихся и их родителей здорового образа жизни Создание здоровой и безопасной среды Совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания Созданные в школе условия способствуют сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся:-снижение количества пропусков уроков по заболеваниям.-уменьшение количества детей с вредными привычками.-ориентация детей на здоровый образ жизни.-повышение уровня адаптации к условиям школьной жизни -снижение уровня тревожности у учащихся.. Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный планвыбор УМКвыбор программ уроки физкультурыспортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельноститехнологиистиль преподаванияотметка, оценка знанийобъем домашних заданий Режим функционирования школы режим днярасписание учебных занятийпитаниесанитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.)режим перемен Профилактика иоздоровление Образовательный процесс Информационно-консультативнаяработа Участие в созданиивнутришкольной среды Утренняя зарядка. Динамические паузы во время учебного процесса.Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностикиСбалансированное питание. Физкультурно-оздоровительная работа Здоровьесбе-регающие образовате-льные технологий: развитие проектных технологий, разноуровне-вое обучения, коллективное взаимообуче-ние.Рациональное расписание. Дополнитель-ные диагностичес-кие мероприятия. Информацион-ные стенды. Самоуправле-ние. Проведение мониторинга. Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни. * возрастных особенностях познавательной деятельности детей;на оптимальном уровне трудности учебного материала;вариативности методов и форм обучения; Здоровьесберегающие образовательные технологии – это технологии основанные на: * создании эмоционально благоприятной атмосферы;формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);культивировании знаний о сохранении и укреплении здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это технологии основанные на: Принципы Учет особенностей данной возрастной группы учащихся Учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей Структурирование урока с учётом изменений работоспособности Использование на уроках здоровьесберегающих действий Факторы, укрепляющие здоровье( по мнению педагогов): 12% занятия физическими упражнениями;22% полноценное и качественное питание;24% оптимальная организация рабочего дня;26% прогулки на свежем воздухе;56% полноценный сон. * Соблюдение санитарно-гигиенических норм: Достаточное освещение (естественное и искусственное).Оптимальный тепловой режим.Проветривание кабинетов.Проведение влажной трехразовой уборки.Обеспечение безопасности, в соответствии с нормамиНаличие раздевалок.Соблюдение питьевого режима.Витаминизированное питание. Подготовительный этап:-включить уроки здоровья в учебный план школы и интегрировать программу «Будь здоров!» с другими учебными предметами;-внедрить в учебную практику технологии, дающие возможность построения для каждого ребенка индивидуальной программы развития;--проводить подвижные игры на переменах;-- проводить зарядку перед первым уроком;-проводить беседы с родителями по теме «ЗОЖ»;-организовать интерьер школы и классов с учетом требований программы. Практический этап:-в учебный план включить ……-интегрировать программу с уроками окружающего мира, физкультуры, музыки, рисования и др.;-вести контроль оздоровительного аспекта уроков; на уроках использовать здоровьесберегающие технологии; дифференцированнуюработу, игровую, индивидуальную и парную форму работы;- проводить школьные спартакиада за «ЗОЖ», к спортивным мероприятиямпривлекать родителей и учителей школы, проводить дружеские встречи с учащимися разных классов и школ;-привлечь учащихся в спортивные кружки и секции;-оформить экологические уголки и уголки по ЗОЖ, озеленить кабинеты;-проводить месячники «Спорт, спорт!»,«Здоровье каждого - богатство всех». Что необходимо иметь к уроку: Компьютер с доступом в интернетдиск с записью музыки;релаксационные техники;упражнения дляфизминуток,гимнастик;изображения природы; валеологические беседы или задания. Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение и образование обучение гигиеническим навыкам; профилактика травматизма; профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами; Воспитание культуры здоровья воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи. Критерии удачного с точки зрения валеологии урока отсутствие усталости у учащихся и педагога;положительный эмоциональный настрой;удовлетворение от сделанной работы;желание продолжить работу. Оценка степени утомления при умственном труде Объекты наблюде-ния Незначительная Значительная высокая Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поворота головы, облокачивание, поддерживание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса