Инновационная деятельность Современные педагогические технологии в поликультурном образовательном пространстве


Русский язык в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обученияСидорова Алла Николаевна Почему введение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед образовательными учреждениями ряд новых задач? Почему существует проблема выбора методов и технологий обучения в современной школе? Почему у русского языка особая миссия в современном обществе? Почему необходим особый подход в преподавании русского языка в поликультурном пространстве? Основным стратегическим подходом в области преподавания русского языка является компетентностный подход. Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку призван способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, их приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности. Компетентность в педагогике - созидательная способность осуществлять тот или иной вид деятельности (в данном случае педагогической), при развивающейся дифференциации научных знаний в отраслевые научные знания, акцент делается на успешную подготовку педагогом учащихся к самореализации. В результате нарастания миграционных процессов растет число детей, требующих особой педагогической поддержки. В связи с этим возникает необходимость осуществления исследований, направленных на определение технологий, форм и методов педагогической работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве, которые позволят осуществлять педагогическую поддержку детей-мигрантов наиболее эффективно. Одной из важнейших проблем образовательного пространства является разработка гуманистической парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации и задачам обновления системы поликультурного образования. Попытку позитивного ее решения осуществили авторы инновационных концепций воспитания (концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская); педагогика свободы и педагогической поддержки (О.С. Газмап); дидактическая модель личностно - ориентированного образования (В.В. Сериков). Практический опыт убеждает, что использование информационныхтехнологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся; помогает получить высокие баллы при сдаче ЕГЭ, которые необходимы при поступлении в высшие учебные заведения. Особо эффективны технологии проблемного обучения ориентированные на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую. Возникают и новые тенденции в преподавании русского языка. Что необходимо знать учителю?•закон «10 слов» – учитель за урок должен произнести только 10 слов;•задача учителя – «открыть невидимое» – не комментировать то, что и так понятно, не уделять большого внимания простым, очевидным вещам;•правило «зарубок» – учитель делает зарубки. Практико-ориентированная работа с теоретическим материалом на уроках русского языка: - «Добывание» новых знаний, которое осуществляется в проблемно-диалогическом ключе.- «Конус опыта», или «пирамида обучения», американского ученого Эдгара Дейла – пионера в области аудиовизуальных средств обучения: Но, если такие уроки будут часто повторяться, у детей не будет живого примера четкой, грамотной, эмоциональной речи учителя. В интернациональной школе такой подход приведет к снижению коммуникативной активности детей – мигрантов, которым в принципе не просто общаться на русском языке, ибо он не является им родным по сути. Еще одной лидирующей технологией в обучении детей – билингвов остается проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание буклета, презентаций). В заключение можно сказать, что доминирующим подходом к обучению в мировой практике становится компетентностно – деятельный подход – Стандарт европейского образца. Хотим мы этого или нет. Метод успешно приживается в российском образовательном пространстве, но проблемы с его реализацией остаются:1. Недостаточное количество компьютерной техники в школе;2. Консерватизм мышления;3. Формальный подход к процессу обучения;4. Снижение интереса родителей к процессу обучения детей в школе, ориентир только на результат, выраженный в форме ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!