Презентация дипломной работы на тему Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мираДипломник Глебова Е. Г. Научный руководитель: Комарова В. И. канд. пед. наук, доцент

ppt_yppt_yppt_y
Актуальность исследованияПодготовка выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В результате проведения некоторых реформ была изменена концепция начального образования.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y



Определить психолого-педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе.Проблема исследованияПри каких психолого-педагогических условиях формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить эффективно?Цель исследования

ppt_yppt_yppt_y


ppt_yppt_yppt_y Объект исследования Процесс формирования исследовательских умений в начальной школе.Предмет исследования Формирование исследовательских умений младшего школьника на уроках окружающего мира.
ppt_yppt_yppt_y

style.rotation
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y

Гипотеза исследования:Мы предположили, что формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира будет организована эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий если:- учитываются возрастные особенности детей младших классов;- в качестве основных форм и методов обучения школьников рассматриваются проблемные и частично-поисковые методы.- создана творческая среда, в которой учащиеся смогут проводить исследовательскую работу;- работа младших школьников осуществляется в группах, парах и индивидуально;- для развития исследовательских умений даются специальные практико-ориентированные задания;
style.rotation
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y

style.rotation

style.rotation

style.rotation

style.rotation

style.rotation Задачи исследования:4. Обосновать наиболее эффективные психолого-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира. 1. Раскрыть содержание понятия «исследовательские умения»;3. Провести диагностику степени сформированности у младших школьников исследовательских умений у учащихся 2 класса2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений младших школьников;
style.rotation






Методы исследования: Изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, беседа, тестирование; педагогический эксперимент.
style.rotation
style.rotation

style.rotation
- закономерности развития учебно-исследовательской деятельности учащихся (Русских Г. А.);- концепции формирования познавательного интереса (М. Т. Баранов, А. К. Маркова, Е. Г. Шатова, Г. И. Щукина, П. И. Пидкасистый, И. Я. Лернер ). Методологическая основа исследования:- концепции исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.); - идеи отечественной психологии о личности и закономерностях ее развития, в том числе и в условиях организованного педагогического процесса (Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, М. И. Скаткин и др.)- теория учебной мотивации (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, Л. М. Фридман и др.);
style.rotation




style.rotation


В процессе формирования исследовательских умений у младших школьников повышается уровень исследовательских умений и качество знаний по предмету «Окружающий мир».Практическая значимостьОпределены психолого-педагогические условия, при которых формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира проходит наиболее эффективным. Научная новизна исследования
style.rotation

style.rotation
style.rotation

style.rotation Диагностика уровня сформированности исследовательских умений младших школьников
style.rotation
style.rotation Эксперимент состоял из трех этапов:3 этап – анализ результатов исследования. (Контрольный этап)2 этап – организация исследовательской деятельности младших школьников. (Формирующий этап)1 этап – диагностика исследовательских умений младших школьников. (Констатирующий этап)
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y

style.rotation

style.rotation

style.rotation Констатирующий этап эксперимента
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y Пять групп исследовательских умений младших школьников.1. Умения организовать свою работу (организационные).3. Умения работать с информацией, текстом (информационные)4. Умения оформить и представить результат своей работы:.5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные)2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые)
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation







 Таблица 2.1.1 Сформированность исследовательских умений во 2 классе.{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Список класса12345Группа А1.Байменова Регина544452.Гаас Владислав555553.Исинжулова Айдана545444.Искужинов Жолтай545455.Ковалев Вадим454456.Костина Наталья533437.Косяков Денис233328.Маяковский Владислав545459.Мосин Владислав5554510.Петрова Мария53342Группа Б1.Роганова Наталья545542.Сабирова Арина455443.Сабирова Сабрина555544.Салахов Арсен554445.Талаев Нурлан544546.Фагаманов Марсель544447.Хайбуллина Милана555448.Чехлань Оксана533329.Шафафутдинов Дамир4533410.Шнякина Валерия44444

ppt_yppt_yppt_y Для выявления уровня сформированности исследовательских умений младших школьников мы использовали диагностику исследовательских умений младших школьников А.И. Савенкова.Таблица 2.1.2 - Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования во 2 классе, в группе А и группе Б.{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}УровеньКоличество учащихся в группе АПроцент учащихся в группе АКоличество учащихся в группе БПроцент учащихся в группе БНизкий550%220%Средний 330%550%Высокий 220%330%Таким образом, во 2 классе, в группе А, состоящей из 10 человек: 50% учащихся имеют низкий уровень, 30% - средний уровень, 20% - высокий уровень. А в группе Б, состоящей из 10 человек: 20% учащихся имеют низкий уровень, 50% - средний уровень, 30% - высокий уровень.

style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y формирующий этап эксперимента
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y На формирующем этапе эксперимента нами была составлена программа, которая носит экспериментальный характер. (Программа представлена на странице 40-41). Работа проводилась по пособию Окружающий мир. Учебник для 2 класса: авторская программа Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Федотовой О.Н. курс "Окружающий мир" (По образовательной системе «Перспективная начальная школа»)
style.rotation
style.rotation
style.rotation Таблица 2.2.2 Тематическое планирование занятий по предмету "Окружающий мир" {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}№ урокаТема урокаЗадачи по развитию исследовательских навыковУмения и навыки1Земля. Модель Земли.- развивать умение работать с графическим и текстовым материалом;- развивать умения формулировать вопросы;Уметь работать с географической картой и глобусом2.Почему на Земле день сменяется ночью?- развивать умение выделять главное в тексте, умения формулировать вопросы.Работа с научно-познавательным текстом.3.Звёзды и созвездия- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;- развивать умение составлять алгоритм работыРабота с картой звездного небаРабота с картой полушарий{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}4.Планеты-развивать умение выявлять аналогии;- развивать умение строить гипотезы;- развивать умение выделять значимые факты в тексте.Работа с текстом6.Движение Земли вокруг Солнца.- развивать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюденияНаблюдение7.Как связаны живая и неживая природа?- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;- развивать умение составлять алгоритм работы;Наблюдение8.Условия жизни на планете Земля- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;Наблюдение{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}9.Свойство воздуха- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;- развивать умение составлять алгоритм работыУчебный эксперимент10.Вода и её свойства- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;- развивать умение составлять алгоритм работыУчебный эксперимент11.Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводыПрактическая работа12.Условия, необходимые для развития растений.- умение работать с текстом;- умение формулировать вопросы и гипотезы;Работа с текстом{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}13.Корень, стебель и лист.- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;Наблюдение14.Питание растений- умение работать с текстом;- умение формулировать вопросы и гипотезы;Работа с текстом15.Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводыПрактическая работа

ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Контрольный этап эксперимента
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.Повторная диагностика уровня сформированности исследовательских умений младших школьников показала, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Рисунок 1 – Результаты уровня сформированности исследовательских умений на контрольном этапе во 2 классеАнализ результатов во 2 классе, в группе А состоящей из 10 человек показал следующее: 0% учащихся имеют низкий уровень, 20% - средний уровень, 80% - высокий уровень; группа Б - 10% учащихся имеют низкий уровень, 40% - средний уровень, 50% - высокий уровень.
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation
Таблица 2.3.1 - Результаты диагностики уровня сформированности исследовательских умений на контрольном этапе исследования в экспериментальном 2 классеАнализ результатов во втором классе, поделенном на 2 группы, показал, что у учащихся экспериментального класса преобладают средний и высокий уровни сформированности исследовательских умений.{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}УровеньКоличество учащихся в группе АПроцент в группе АКоличество учащихся в группе БПроцент в группе БНизкий00%110%Средний220%440%Высокий880%550%

Таблица 2.3.2 Результаты проведенных занятий и игр на формирование исследовательских умений в группах А и Б 2 класса.Анализ результатов показал, что в экспериментальном классе у 5 учащихся преобладает высокий уровень исследовательских умений по всем группам, у 8 учащихся средний уровень и у 7 учащихся низкий уровень.{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Список класса1234567891011Группа А1.Байменова Регина555444455332.Гаас Владислав101010109101010910103.Исинжулова Айдана444444553334.Искужинов Жолтай777788888665.Ковалев Вадим788888777676.Костина Наталья344555543227.Косяков Денис245544332118.Маяковский Владислав888888878779.Мосин Владислав1099101010991010910.Петрова Мария22222333111Группа Б1.Роганова Наталья9101010999910992.Сабирова Арина888877876663.Сабирова Сабрина9999910101010994.Салахов Арсен1091010910101010995.Талаев Нурлан888888888776.Фагаманов Марсель677787776667.Хайбуллина Милана888888888778.Чехлань Оксана333222222119.Шафафутдинов Дамир4455553332210.Шнякина Валерия77778888866

ppt_yppt_yppt_y
style.rotation Таблица 2.3.2 – Сравнение результатов уровня сформированности исследовательских умений во 2 классе.Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод о том, что у учащихся 2 класса после проведения занятий, игр и серии уроков по окружающему миру повысился уровень сформированности исследовательских умений.{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}УровеньКоличество учащихся на констатирующем этапе эксперимента в группе АКоличество учащихся на контрольном этапе эксперимента в группе АКоличество учащихся на констатирующем этапе эксперимента в группе БКоличество учащихся на контрольном этапе эксперимента в группе БНизкий 5021Средний 3254Высокий 2835
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y Рисунок 2 – Сравнение результатов уровня сформированности исследовательских умений во 2 классе.Чтобы наглядно рассмотреть результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы составили диаграмму, на которой показано, что после проведения серии уроков, игр и занятий у учащихся 2 класса повысился уровень сформированности исследовательских умений на уроках окружающего мира.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation