Презентация по ИЗО на тему Истоки традиционных народных художественных промыслов России (на примере Урало-сибирской росписи)».


Копейкина Алла Владимировна, учитель ИЗО МКОУ Имисская СОШ № 13  Цель: Знакомство с Урало - сибирской росписью по дереву как одним из видов народного творчества Задачи: 1. Научить выполнять роспись в традициях уральских мастеров2. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на объемной форме3. Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость Оборудование:Для учащихся: бумага, кисти, гуашь, баночка для воды, палитра, Для педагога: предметы декоративно - прикладного творчества, методические таблицы «Последовательность работы над росписью, карточки с упражнениями и проблемными заданиями» 1.Организационный этап2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала (о технологической последовательности выполнения уральской росписи).3. Усвоение новых знаний (приемы освоения графических и живописных элементов.4. Первичная проверка понимания (последовательность выполнения мотива "цветок", "листок", "птица").5. Закрепление новых знаний (самостоятельная работа).6. Подведение итогов урока (демонстрация изделий). Урало - сибирская роспись, распространенная на Урале и в Западной Сибири - одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками. В композиции и колорите Урало - сибирской росписи художники находили удивительную гармонию. Смешение красок, мягкие переходы от одного цвета к другому - все это особенности Урало -сибирской росписи. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство». Николай Рерих Техника двойного мазка Символика Материалы Цвета росписи Элементы росписи Схемы Физ.минутка Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя олифу. Но мы будем использовать гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12.Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды. Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка. Видео показ Росписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным числом красок, тремя-четырьмя, мастера умели достигать и звучности цвета, и своеобразной изысканности цветовых сочетаний.Использовались краски разных тонов: оранжевые – до 4-х тонов, голубые – до 3-х, синий цвет имел тёмно-синие, звонко-васильковые, бледно-голубые тона. Росписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно-жёлтые цвета славили гостеприимство и хлебосольство; тёмно–пурпуровый цвет был символом тяжёлой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зелёный–цвет надежды, жизни, подвига; белый–чистоты, бессмертия; голубой – девственности; светло-жёлтый или золотистый – славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древнерусской живописи. Букет цветов. Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало XX в. Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни.  рис. Фрагмент потолка избы Круговая композиция имела магическое значение и была связана с культом солнца. В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы Роспись в крестьянской избе расписывалась ярусами. Нижний ярус символизировал связь с матушкой землёй, верхний означал связь с небом, солнцем, верховными культами. Потолок в доме – это его «небо». Солнце дарит жизнь всему земному, от чего зависела жизнь крестьянина. В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897. Роспись горницы Средний ярус – мир человека – ориентирован на связь с реальными, мифологизированными обитателям земли. Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписи Бутоны и ягоды на цветущем  венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста. Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица Сцены труда и семейного благополучия создавались с надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками – символами. Мы хорошо все знаем, что рисунок с линии начинаем, попробуем в воздухе порисовать,пальчиками будем себе помогать.Сначала вазу мы изобразимПотом положим рядом апельсин,Про линию стола не забываем, И драпировку пальчиками распределяем. Элемент травки и корня Ягодки, приписки и травки Мотивы урало-сибирской росписи Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции букетов использовалась ярусность и симметрия. 1.Композиционное решение. 2. умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. 3. Аккуратность выполнения. Выбираем наиболее удачно выполненные работы( на доске, на магнитиках ). http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur17.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5213/31065446.2/0_49584_d0b6c7e2_XL http://rin.ucoz.net/sinyachiha/15_copy.gif http://rin.ucoz.net/sinyachiha/07_copy.gif http://img-fotki.yandex.ru/get/21/sstanisl.9/0_db92_d57b50e_XL http://img-fotki.yandex.ru/get/15/sstanisl.0/0_99ba_ff65b318_XL http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur7.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur3.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur2.jpg http://demiart.ru/forum/uploads5/post-829481-1262540425.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur1.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur9.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur11.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur12.jpg http://rin.ucoz.net/sinyachiha/13_copy.gif http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur16.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur14.jpg http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur10.jpg http://rin.ucoz.net/index/uralskaja_rospis/0-27 http://sapir.su/tehnologii_bizn/poleznye_stati_/populjarizacija_ural.html http://rin.ucoz.net/index/muzej_nizhnej_sinjachikhi/0-30