Презентация по русскому языку на тему По правилам орфоэпии (5 класс)


ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 6 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект« По правилам орфоэпии»  Задачи проекта:- выяснить, что изучает орфоэпия;- выявить правила русского произношения; - найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное произношение;- составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности. Орфоэпия- (от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь») – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы, совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Предметом изучения орфоэпии являются: * звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам);* правильное произношение звуков речи (гласных и согласных);* правильное произношение звукосочетаний; правильное произношение отдельных слов и их форм Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во второй половине 19 века. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни. Как сформировалось современное русское литературное произношение? Орфоэпическая норма УдарениеПроизнесение отдельных сочетаний Ударение- выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности. Роль ударения в слове Различает разные словаРазличает формы разных словРазличает формы одного словаРазличает функционально-стилистические варианты Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т разные слова замОк – зАмок, мукА –мУка, трусИт – трУсит, погужЁнный – погрУженный Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т формы разных слов ношУ – нОшу, кружкИ – крУжки, стрелкИ – стрЕлки, белкИ – бЕлки Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т формы одного слова косИте – кОсите, носИте – нОсите Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т функционально-стилистические варианты лаврОвый лист – семейство лАвровых (научн.) Внимание! Правила орфоэпии в области ударения помогут п р е д у п р е д и т ь соответствующие ошибки. Произносительная норма СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 3 –го склонения З а п о м н и т е:в горстъ, в костъ, в кровъ, в ночъ, в связъ, в степъ, в тенъ, в честъ, на грудъ, на печъ, на цепъ и др. другие предполагают два варианта ударения (на дверъ и на двйри, в клетъ и в клйти) Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени разделена на три группы . * Ударение на основе во всех формах: бить – бъл, бъла, бъло, бъли; по аналогии: брить, шить, дуть и т.д. * Ударение на основе, кроме формы женского рода:брать – брбл, бралб, брбло, брбли; по аналогии: врать, гнать, дать и т. д. * Ударение на приставке, кроме формы ж.р. : донять – дунял, донялб, дуняло, дуняли; по аналогии: замереть, занять, запереть и т.д. Произносительная норма Глагол Особое внимание!звонИть – звонИшь звонИмзвонИт звонИте звонЯт Согласные звуки имеют больше особенностей согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бох] З а п о м н и т е:согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн]буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы] Ударение в русском языке Внимание! Трудные случаи произношенияо т р а ж е н ы в ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ Прочитайте правильно Торты Кухонный Включим Понявший Закупорив Наверх СПАСИБО за ВНИМАНИЕ !