Технология психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования на основную
Визитная карточкаСмирнова Елена Александровна Должность: педагог – психолог, первая квалификационная категорияОбразование: Нижегородский государственный педагогический институт имени М. ГорькогоСпециальность «Практическая психология (система образования)»Место работы: МБОУ «Школа № 5»Стаж: 22 года Тема работы:Технология психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования на основную Актуальность Дезадаптация Эмоциональная нестабильность Нарушения здоровья Повышенная утомляемость Нарушение поведения Снижение успеваемости Эмоционально-функциональное состояние учащихся 5-ых классов Теоретические основы Научные исследования , посвящённые психологическим особенностям адаптации пятиклассников: Эльконин Д.Б., Прихожан А.М., Цукерман Г.И., Юферева Т.Н., Александровская Э.М.Обобщение практического опыта, методическое обеспечение:Битянова М.Р. Дереклеева Н. Азарова Т.В. Коробкина С.А. Цель Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде Задачи Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии Осуществлять систему психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации через проведение коррекционно-развивающейРеализовать систему мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации Основные направления Осуществление преемственности Психолого-педагогическая диагностика Коррекционно-развивающая работа Консультирование педагогов и родителей Психолого-педагогическая диагностика Коррекционно-развивающая работа Групповые занятия «Моё здоровье» «Секреты успешной учёбы» Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, улучшение их эмоционального состояния Предупреждение и преодоление трудностей в учёбе Классные часы «Я - пятиклассник»Формирование адекватной самооценки, развитие учебной мотивации Основные методы и технологии Информирование Групповое обсуждение Психогимнастические упражнения Комплекс валеологических упражнений Результативность технологии Выводы Проведённая работа (мониторинг состояния, развивающие занятия, индивидуальные консультации с учащимися, просветительская работа с педагогами и родителями) позволила снизить у группы учащихся психологическое утомление, психологическое напряжение, стресс и тревожность, укрепила психическое здоровье. Таким образом, адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу более эффективна при условии проведения системы групповой психокоррекционной работы. Литература Артюхова И., Дереклеева Н., Савченко М. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог, 2005.- №12.Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.:Педагогический поиск,1998.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.Журавлёв Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.// Народное образование.-2002.-№8-с. 99-106.Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами.- Волгоград.: Учитель,2010.Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. - №5. С.19-35.