Проект Применение технологии критического мышления в преподавании дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла как средство формирования ключевых компетенций 
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Применение технологии критического мышления в преподавании дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла как средство формирования ключевых компетенций выпускников»Автор: преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин               Кожевников Станислав ВладимировичТамбов 2016 Управление по образованию и науке Тамбовской областиТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум» Возможно ли использование технологии критического мышления для активизация мыслительной деятельности обучающихся? Цель: Создать условия для формирования ключевых компетенций выпускников на основе технологии критического мышления в преподавании дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла повысить мотивацию к изучению  предметов общего гуманитарного и социально-экономического цикла; определение критериев, показателей и уровней сформированности знаний, умений, навыков; создание условий для формирования у студентов навыков критического мышления в учебной, научно-исследовательской и практической работе;  изучить и проанализировать информационные материалы по  проблеме; Задачи: добиться положительной  динамики    качества   знаний. студенты 1-3 курсов специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»  Технология критического мышления как способ формирования ключевых  компетенций выпускников Объект исследования Предмет исследования Гипотеза проекта Если для формирования познавательной деятельности  обучающихся применять технологии критического мышления в преподавании дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического  цикла, то это будет развивать и  повышать их  профессиональную  компетенцию и творческий потенциал  личности.  изучение и теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, Заключительный  Основной Подготовительный  2 этап(сентябрь 2015 года – июнь 2016 года) 1 этап 3 этап(сентябрь 2016 – июнь 2017 года) (сентябрь 2014- июнь 2015 года) формирование умений поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации   формирование умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; Планируемые результаты работы над проектом развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде. Задачи Содержание деятельности  Планируемый результат      Определить цели, задачи проекта, смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность.   Разработка диагностического инструментария и проведение входной диагностики       Изучить состояние исследуемой проблемы в обучении  дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, педагогической теории, в методической литературе, с целью выявления эффективных способов внедрения  технологии критического мышления;      Коррекция рабочих программ за счет введения тем самостоятельных работ. Отбор форм и видов критического мышления, соответствующих основным целям – формированию ключевых компетенций выпускников; Выбор  форм и средств для определения уровня мотивации  к  учебной деятельности.         Программа работы по проекту.      Скорректированные учебные программы и календарно-тематическое планирование по дисциплинам  общего гуманитарного и социально-экономического цикла      Формирование технологических решений для развития ключевых компетенций и познавательной активности обучающихся      С.Р. Ачмизова. Формирование мотивации на уроках с применением технологии критического мышления. acyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-na-urokah-s-primeneniem-tehnologii-kriticheskogo-myshleniyБелобородова Н.С., Мельникова Н.А. Использование метода проектов в развитии критического мышления студентов колледжа. cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-proektov-v-razvitii-kriticheskogo-myshleniya-studentov-kolledzha Мажирина С.В. Технология развития критического мышления в организации учебного процесса. cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-organizatsii-uchebnogo-protsessaМельникова Е.П. Способность к критическому мышлению как критерий качества подготовки специалистов. cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-kriticheskomu-myshleniyu-kak-kriteriy-kachestva-podgotovki-spetsialistovПунтус Е.Г. Возможности технологии развития критического мышления в формировании инструментальных компетенций у студентов на занятиях по гуманитарным дисциплинам. yberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-formirovanii-instrumentalnyh-kompetentsiy-u-studentov-na-zanyatiyah-poИ.А. Шибакова. Технология развития критического мышления на уроке: работа с понятиями. cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-uroke-rabota-s-ponyatiyami Применение технологии критического мышления  позволяет:  Уровень мотивации к изучению дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического  цикла обучающимися  (1-2 курс)   Диагностика уровня сформированности  ключевых  компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессииОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развитияОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. Июнь 2015 Задачи Содержание деятельности Планируемый результат Применять технологию критического мышления в преподавании общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин способствуя формированию ключевых компетенций выпускников   Развивать качества личности определяющие потенциал к формированию профессиональных компетенций обучающихсяПовысить мотивацию к изучению  предметов общего гуманитарного и социально-экономического цикла Организация и проведение аудиторной и внеаудиторной работы студентов с использованием технологии критического мышления; выдача заданий для самостоятельной работы; организация и проведение регулярных консультаций; промежуточный и итоговый контроль (по графику); анализ и оценка успеваемости студентов. Организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода к выполнению заданий. Перевод организации учебно-воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества преподавателя и студента.  Повышение интереса студентов к изучению предметов общего гуманитарного и социально-экономического цикла, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, сетевых конкурсах, проектах. ОТКРЫТЫЕ  УРОКИ  ПРОВЕДЕННЫЕ  В  РАМКАХ   РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТА Учебныйгод Наименование дисциплины Тема урока Специальность, курс Методическая цель урока Примечание 2015-2016 «История» Диктаторские режимы «Защита в Чрезвычайных ситуациях», курс 2  Применение технологии компьютерных демонстраций. Оформлена методическая разработка урока, подготовлена презентация ПРОЕКТНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников«Служение Отечеству: события и имена» ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ  ПРОВЕДЕННЫЕ  В  РАМКАХ   РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТА Учебныйгод Тема мероприятия Цели мероприятия Специальность, курсы, группы  Форма проведения Примечание 2014-2015 «Будапештская наступательная операция» Расширение знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны Студенты техникума, 1 курс Открытый классный час Подготовленапрезентация мероприятия. «Как я знаю историю» Расширение и углубление знаний обучающихся, развитие их творческих способностей, воспитание любви к истории. Группы 1 курса техникума Урок - игра Подготовлена:презентация  «Очень важно знать об этом»Молодежи о ВИЧ – инфекции и СПИДе Сформировать у студентов представления о ВИЧ и СПИДе;Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья. Студенты техникума, 1-2 курсы Информационный час Подготовленапрезентация мероприятия. «Крым и Россия – мы вместе!» Расширение и углубление знаний обучающихся, развитие.  Студенты техникума Открытый классный час Подготовлена презентация,  Викторина «9МАЯ» Военно-патриотическое воспитание обучающихся Студенты 1 курса техникума Урок мужества Подготовленапрезентация мероприятия с фрагментами  ауди и видеофильмов о ВОВ. Задачи Содержание деятельности  Планируемый результат  1.  Итоговая диагностика, анализа и корректировки результатов. 2.Обобщение материалов проекта. 1. Проведение итоговой диагностики, анализ и корректировка результатов. 2. Подготовка материалов для методического  пособия, выступлений.  1. Повышение профессиональных компетенций  при применении технологии критического мышления2. Обобщение опыта, статьи,  методические рекомендации.  Уровень мотивации к изучению дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла обучающимися  (1-2 курс)                     сентябрь 2015                             январь 2016 Диагностика уровня сформированности  ключевых  компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессииОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развитияОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии Декабрь 2015 Динамика качества знаний обучающихся  по  дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла  Повышен уровень мотивации к изучению  предметов специального цикла Наблюдается положительная динамика качества знаний  Повышен уровень профессиональной компетенции Промежуточные результаты работы над проектом на февраль 2016г. Наблюдается рост творческой активности личности Накоплен и обобщен опыт работы по теме проекта