ТЕМА:«Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий»


Всероссийская научно-методическая конференция «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика» «Реализация ФГОС нового поколения»ТЕМА:«Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий» 2013 год Знаково - символические учебные действия: — кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);— декодирование/считывание информации;— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;— умение строить схемы, модели и т. п. В период начального образования основным показателем развития знаково - символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием. Частным случаем моделирования является графическое моделирование – это перевод текста задачи на математический язык. Модели задач:«Блок-схема», «графы», «схематический чертёж», «графическая схема» , «схема - отрезок». Обучать уч-ся моделированию текстовых задач целесообразно начинать уже в 1 классе. графическая схема: 5 видов графических схем: 1.Задачи на объединение множеств. Купили 6 билетов в кино и 4 билета в театр. Сколько всего билетов купили? 2.Задачи на удаление части множества. У Коли 7 книг.3 книги он подарил другу. Сколько книг осталось у Коли? 3.Задачи на сравнение множеств. В шкафу 6 кукол, а машинок 4. На сколько больше кукол, чем машинок в шкафу? 4.Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Таня прочитала 7 страниц , а ее брат на 2 страницы больше. Сколько страниц прочитал брат? 5.Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. В саду собрали 5 кг смородины, а малины на 2 кг меньше. Сколько кг малины собрали в саду? Правила построения схемы: Схема составляется не после чтения и анализа задачи, а параллельно, по мере чтения текста. Обозначения данных и искомых лучше сразу разносить: наверху данные, ниже – искомое. Тогда схема визуально отражает структуру задачи: условие с данными и вопрос с искомым.-Разбор текста выполняется уже по схеме (к тексту обращаются только в случае каких-то неясностей).-Анализ удобнее выполнять от данных к вопросу.-Знак действия ставится после расстановки стрелок, а точнее: их направления. После этого записывается решение и ответ. Направления стрелок показывают направление действия, знак действия. Алгоритм решения задач: 1.В задаче известно, (неизвестно)… 2.Прочитаю вопрос… 3.Составлю схему…4.Составлю план решения.5. Запишу решение.6. Запишу ответ. 7. Сделаю проверку. У Вани 6 значков, а у Кати 4 значка. Сколько всего значков у Вани и Кати? 6 У Вани 6 значков, а у Кати 4 значка. Сколько всего значков у Вани и Кати? 6 4 У Вани 6 значков, а у Кати 4 значка. Сколько всего значков у Вани и Кати? 6 4 ? У Вани 6 значков, а у Кати 4 значка. Сколько всего значков у Вани и Кати? У Вани 6 значков, а у Кати 4 значка. Сколько всего значков у Вани и Кати? . 6 + 4 = 10 (зн.) Ответ:10 значков Схемы составных задач: Саша нашел 7 грибов, а Петя - на 2 гриба больше. Сколько грибов у Саши и Пети? 1. На полке стояло 15 книг. Девочка сняла 4 книги, а потом еще 5 книг. Сколько книг осталось на полке?2.Девочка купила ручку за 4 рубля, тетрадь за 2 рубля и карандаш за 3 рубля. Сколько денег она потратила?3. У Иры 6 тетрадей в клетку и 10 тетрадей в линейку. 8 тетрадей она отдала брату. Сколько тетрадей осталось у Иры? Более сложные модели задач: Графы,Схематический чертёж.Алгоритм решения задач с помощью «схематического чертежа» основывается на понимании и использовании учащимися терминов « целое», «часть», а также определённых правил:Чтобы найти часть, нужно от целого отнять другую часть.Чтобы найти целое, нужно сложить части. Правила построения чертежа: Чтобы найти целое, нужно мерку умножить на количество мерок.Чтобы найти мерку, нужно целое разделить на количество мерок.Чтобы найти кол-во мерок, нужно целое разделить на мерку. На каждом уроке рекомендуется использовать следующие упражнения: Выбор графической схемы к задаче. Выбор задачи к схеме.Заполнение начатой схемы данными задачи.Соотнесение схемы и числового выражения.Нахождение ошибок в заполнении схемы.Завершение построения схемы. В процессе работы с моделями методист Р.Н. Шишкова предупреждает о том, что «построение моделей к решаемым задачам не должно быть самоцелью, использовать наглядность нужно в разумной мере. Нежелательно требовать от учащихся вспомогательной модели к каждой решаемой ими задачи. Учитель не должен превращать построение моделей в дополнительную нагрузку в том случае, если школьник может найти решение, мысленно представив себе задачную ситуацию». Ученикам с различным уровнем развития требуются различные приемы работы над задачей, поэтому необходимо учить детей построению нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче. Это необходимо еще и для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха, а чувствовали себя способными решить любую задачу.