Презентация к выступлению:«Система деятельности классного руководителя по профилактике негативных проявлений среди подростков»
«Система деятельностиклассного руководителя по профилактике негативных проявлений среди подростков» Учитель математике: Мироновская Ю.А Школа ответственно и продуктивно выполняет функции, которые возложены на неё государством и обществом. При ослаблении нормативного контроля возрастает вероятность негативных проявлений среди обучающихся. К негативным проявлениям чаще всего склонны дезадаптированные дети, социализация которых протекала неблагоприятно, либо в условиях чрезмерного поощрения взрослыми, либо в условиях игнорирования элементов девиантного поведения (насилие, аморальность) как в отношении к детям взрослых, так и в отношении детей к сверстникам и взрослым. Все дети разные и поэтому в воспитании стандарта работы нет. Каждый классный руководитель применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления) или коллективные (коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям). Пример работы классных руководителей нашей школы по вовлечению обучающихся по профилактике негативных проявлений среди подростков, показывает что педагоги прогнозируют, анализируют, организуют, сотрудничают, контролируют повседневную жизнь и деятельность подростков. Надо учитывать - ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.- в своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Но при этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию детей с девиантным поведением, его речи, интеллекта; формированию навыков критического отношения к информации. Проверено, что какие бы формы работы с трудными детьми не использовались классным руководителем, важно чтобы работа носила системный характер. Классному руководителю на протяжении опыта своей работы рекомендуется создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Её наличие облегчит его дальнейшую работу. Например, классные руководители ведут индивидуальную карточку на ученика. По случаю оформления документов из школы в службы района, пользуются своими записями, быстро воспроизводят свою фактическую деятельность. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям. Часто мы слышим к ребёнку слова: «Неужели тебя этому родители не учат?». А представьте себе есть семьи где не учат элементарному, то есть сами не социализированы в обществе и детей не приучают к принятым обществом нормам. Если мама везёт ребёнка в коляске и распивает пиво или курит сигарету, то ребёнок воспринимает это как норму поведения и делает так сам. Проблемы воспитания накапливаются, как снежный ком. Потому воспитывать необходимо и родителей, что более сложно. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила: - не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;–проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;–исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;–не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;–не предъявляйте претензии к родителям;–всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;–советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи При посещении учащегося на дому, соблюдать следующие правила: Наиболее сложными вопросами и, соответственно, участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в работе с трудными детьми занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционную, реабилитационную, но и профилактическую работу. Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребёнка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем. Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социального педагога в нашей школе возможно выделить следующие общие проблемы: -организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни ребёнка; - выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой; своевременное разрешение конфликтных ситуаций; оказание социальной помощи и поддержки учащихся; создание конкретной и безопасной обстановки в школе; обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков; развитие демократических основ жизни детских коллективов; поддержание партнёрских отношений с семьей ребёнка, совместное решение детских проблем; взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию.- Должностные обязанности классного руководителя Ежедневно: 1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся, информирование заместителя директора по УВР об отсутствующих и причинах их отсутствия после 1 урока.2. Организация питания обучающихся.3. Организация дежурства в классном кабинете.4. Индивидуальная работа с обучающимися.5. Проведение инструктажа по технике безопасности в школе. Еженедельно: 1. Проверка дневников обучающихся.2. Проведение мероприятий в классе (по плану).3. Воспитательная работа по плану (с родителями, учителями по предметам, общественными организациями, обучающимися с ослабленным здоровьем, «трудными» подростками)4. Проведение инструктажа по технике безопасности в школе. Один раз в четверть: 1. К началу учебного года: оформление классного журнала и личных дел обучающихся. 2. Участие в работе МО классных руководителей.3. Участие в подготовке и проведении общешкольного коллективного творческого дела.4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.5. Подготовка и проведение классного родительского собрания, заседания родительского комитета.6. Посещение обучающихся на дому с целью социальной защиты.7. Предоставление статистических данных о классе (отчёт по четвертям, разовые отчёты по просьбе администрации школы). Один раз в год: Предоставление статистических данных о классе за год.Проведение открытого мероприятия. Оформление личных дел учащихся по итогам года.Анализ воспитательной работы и составление плана работы класса.Разработка авторского мероприятия по воспитательной работе («Банк авторских разработок)Подготовка и участие в работе консультативного центра (родительского всеобуча) для родителей (2 раза в год) Благодарю за внимание!