Презентация на тему: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования.
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования.Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с № 31 п.Ждановский Шишина М.Л. «Если ребенок вложил частичку своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком!» В.А.Сухомлинский Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ответственная и благодатная пора, когда ребенок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Ведь для его радость взросления – обычное состояние. И труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воля, внимание и т. д. Развивается необходимое качество-трудолюбие. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество. Воспитатель организовывает труд детей так, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявляя активность, инициативу, самостоятельность, умел преодолевать определенные трудности, научился ценить свой труд и труд окружающих людей. Если труд входит в жизнь ребенка не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно и увлекательно, то и дети получат от него удовлетворение, причастность к настоящему делу, будут радоваться успеху. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие». В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, которые можно использовать для воспитания у детей позитивного отношения к труду. Компьютер несет в себе образный тип информации, близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста для формирования у них положительной мотивации к трудовой деятельности в настоящее время особо актуальна. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Воспитывать правильное отношение к труду — значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. Для воспитания у ребенка положительного отношения к труду важно сделать его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего активность в труде, который ребенок выполняет по личному побуждению, самостоятельно, без контроля со стороны взрослого). Не следует забывать о том, что детям еще недостает знаний и умений и потому в воспитании у них положительного отношения к труду важным фактором является общение их с взрослым в совместной деятельности. Непринужденное общение ребят с родителями, воспитателем, няней детского сада во время уборки комнаты, мытья игрушек, посуды, подклеивания книг создает благоприятную обстановку для решения многих трудных вопросов. Так, взрослый привлекает внимание детей к главному и интересному в работе, к приемам своей работы, к положительным результатам их труда, а также и к недостаткам. Своевременно заметив, что интерес и старание ребенка ослабевают, взрослый стимулирует их восстановление, помогая тем самым довести дело до конца, достигнуть успеха. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся поддерживать в процессе труда бодрое настроение детей. Выражая в репликах, замечаниях свои чувства, взрослый создает атмосферу радости, вселяет в детей уверенность в себе. И тогда не нужны будут специальные беседы о необходимости трудиться. Сама обстановка, эмоционально-положительная, приподнятая, радостная, активизирует ребят на труд. Проводится коллективная уборка участка детского сада. Группа разделена на два звена, и воспитатель предлагает им соревноваться: какое звено быстрее закончит работу, тому будет вручен флажок. Воспитателю кажется, что сделано все необходимое для активного включения ребят в труд. Однако из беседы с детьми выясняется, что цель деятельности для них заключается в том, чтобы быстрее закончить свою работу и получить флажок. Здесь флажок из стимула активизации трудовой деятельности превратился в самоцель. В результате - равнодушное отношение ребят к этому труду, споры из-за того, кто быстрее закончил работу, тому принадлежит флажок. Кажется, дети выполняли полезное дело, но накопления нравственного опыта трудового поведения не произошло, поскольку была забыта общественно значимая цель труда, и в процессе труда, и по его окончании имели место отрицательные поступки детей (ссоры, нечестность в достижении результата). Как же следует организовать подобную работу? Перед ее началом надо объяснить детям необходимость этого дела, показать потребность окружающих (дворника, няни, воспитателя) в их труде. Четко поставленная общественно значимая цель - помочь взрослым привести в порядок участок активизирует деятельность ребят, определяет их отношение к труду. Главным для них станет не просто оказаться первыми и получить флажок, а хорошо, добросовестно выполнить свою работу. Хорошо, накануне праздника 8 Марта провести с детьми беседу, в которой объяснить им, как важно быть добрыми, заботливыми, внимательными к маме и бабушке; раскрыть перед ребятами общественное значение домашнего труда взрослых; показать роль мамы в семье, ее заботу о детях, ее любовь к ним; объяснить им, что и маме, и бабушке тоже нужны забота и помощь. Когда ребята выражают горячее желание помогать маме, бабушке и всем старшим, педагог не только одобряет это желание, но и сам подсказывает, какие дела они могут выполнять дома: стирать свои мелкие вещи (носовой платок, носки, ленты, гольфы), следить за чистотой и порядком в одежде, обуви, накрывать на стол, мыть посуду, ухаживать за растениями, вытирать пыль и многое другое. Большое влияние на развитие правильного отношения детей к труду оказывают условия труда. Если для работы имеется все необходимое, если оборудование прочное и удобное для выполнения различных трудовых операций, а внешне оно привлекательно и гигиенично, ребенок будет охотно им пользоваться в работе. Иногда, к сожалению, привлекая детей к совместной работе, взрослые не учитывают ее объем, нагрузку, пригодность инвентаря и оборудования. Например, затевается весенняя уборка двора. У дошкольников, как правило, большое желание поработать вместе со старшими, но лопаты тяжелые, неудобные в работе; у граблей не хватает зубьев, и сор проскакивает между ними. Усилия ребят напрасны, и они теряют интерес к делу. При повторении подобной ситуации у детей закрепляются отрицательные эмоции, связанные с трудом, и в дальнейшем воспитателю будет нелегко преодолеть это и пробудить у них интерес к труду. Нет на свете такого ребенка, для которого не существовало бы занятий, дел, способных доставить ему радость. И эту его способность радоваться и получать удовольствие от выполненной им работы надо использовать. Радость от труда будет большей, если в процессе его преодолены какие-то препятствия, затруднения. Мама собирается подмести пол в доме. «Дай, я буду мести»,- просит ребенок, и мать дает ему веник. Через 5 минут работа закончена, но сор остался в углах, под столом. Мама, внимательно следившая за работой своего помощника, объясняет, как надо держать веник и как надо мести, чтобы сор не оставался по углам; она просит доделать начатое дело. Ребенку уже не хочется возиться с веником, он устал, но, чтобы не обидеть мать, он вновь принимается за работу. Мама опять обнаруживает под столом бумажку. Придется мести в третий раз. И ребенок с еще большей неохотой, но с еще большим усилием воли снова берется за веник. И вот комната совершенно чистая. Мама благодарит за помощь. Малыш торжествует: теперь он всегда будет помогать маме! В постель он ложится с мыслью, что завтра он выметет комнату с первого раза так, что мама не обнаружит ни одной соринки. Так простейшая трудовая операция производит серьезные, благоприятные изменения в личности ребенка. Неуверенный в себе, неумелый раньше, он после хорошо выполненной работы стал более ловким, уверенным, полезным для окружающих. Поддержка взрослого состоит и в подбадривании ребенка, и в разумной помощи, в указаниях не торопиться, делать все аккуратно.Одобрение взрослого, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам, советы, как выполнить задания, совместная работа - все это в совокупности создает у него хорошее эмоциональное самочувствие, уверенность в себе,' положительное отношение к труду.Если же ребенок старается, но результаты его работы еще не удовлетворяют взрослого, оценка работы все равно должна быть положительной. Успех побуждает к дальнейшей работе. На первых порах особенно необходимо вызвать у ребенка положительное отношение к делу, помочь ему почувствовать удовлетворение, радость от положительной оценки взрослого, а затем уже от сознания хорошо выполненной, полезной работы. Большое значение для формирования положительного отношения детей к труду имеет обстановка в семье, сложившиеся взаимоотношения между родителями и детьми. Педагог должен помнить об этом и по возможности оказывать свое влияние, проводя с родителями соответствующие беседы. Иногда родители наказывают детей трудом: «Не вымыл посуду? Вымоешь ее и в наказание подметешь еще пол». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе. К тому же отрицательный трудовой и моральный опыт усиливается физической усталостью и ослабляет нервную систему. Наказание в трудовом процессе можно использовать, но оно должно быть понятно ребенку: плохо выполнил дело - временно не поручать ему интересной, желанной работы; небрежен в обращении с инструментом - не давать новых инструментов. Педагог в своих беседах с родителями должен непременно посоветовать им рассказывать дома о своем добросовестном отношении к работе, приводить примеры отношения к труду своих товарищей, чтобы сыновья и дочери выросли хорошими людьми и в будущем тоже добросовестно выполняли порученное дело, вкладывали в него всю душу. Семья, формируя у дошкольников положительное отношение ко всякому труду, одновременно развивает профессиональную направленность детей. То, как отзываются родители о своей профессии, воспитывают ли уважение и любовь к ней у ребенка, в будущем может оказать влияние на выбор им профессии. Успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывая прилив энергии, и влечет его вновь взяться за дело. И чем больше было потрачено усилий, тем сильнее чувство радости от успеха. Достигнутая цель стимулирует ребенка к дальнейшему труду. Новые положительные эмоции, вызванные успехом, влекут его к новым усилиям. Сами мускулы как бы требуют для себя новой работы. Преодолевая одно затруднение за другим, испытывая радость успеха, ребенок постепенно начинает чувствовать потребность в труде. Это важный переломный момент в его развитии. С этого момента труд для него — не вынужденная необходимость и не только долг, а жизненная потребность, удовлетворение его желаний. Дошкольники, как правило, еще не достигают этого переломного момента, но тем не менее именно в дошкольном детстве закладывается фундамент этой потребности. Она развивается из стремления детей к труду, желания трудиться. Спасибо за внимание!!!