Презентация по осетинскому языку Осетинские обычаи
Праздники осетин Осетинские обычаи Содержание ХорыбонКуадзанРекомУациллаМады МайрамДжеоргуыба ХОРЫБОН (день урожая) – праздник в честь начала весенних работ – имел огромное значение в жизни наших предков. Недаром его называли «День прикосновения к земле».Праздник начинался через 10 дней после Великого поста. Устраивался общесельский кувд, но помимо этого в каждом доме делали три пирога. Кувд начинался с избрания кувды лага, ответственного за проведение следующего кувда, после чего будущий кувды лаг и нынешний распорядитель отправлялись на специально отведённый участок поля и проводили три борозды, которые кувды лаг тут же засевал, вознося молитвы. И лишь затем, по возвращении в село, устраивали пиршество. ХОРЫБОН Соседи и родственники одаривают ими друг друга. В наше время редко кто соблюдает пост, но в старину съесть яйцо на Пасху означало конец поста. Поскольку Пасха у осетин является ещё и праздником поминального характера, то в первую очередь шли в семьи, которые в течение года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать, обнадёжить их.Когда семья собиралась за пасхальным столом, глава семьи возносил молитву.На Пасху устраивали общесельский кувд. Люди веселились, пели, устраивали танцы. КУАДЗАН-ПАСХА, один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния. Термин Куадзан- трансформированное «комуадзан» ( т.е. конец поста).К Пасхе готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги. Почётное место на столе занимают яйца: их красят в разные цвета, отваривают, солят. КУАДЗАН В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодёжь состязалась в танцах, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. РЕКОМ- один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его Жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. РЕКОМ В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почётные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие.Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы.Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы. УАЦИЛЛА УАЦИЛЛА занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произростает на земле для пользы человека. Его называют также Богом-громовержцем. Уацилла поклонялись ещё наши предки-аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь. Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвящённых ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау-святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне и продолжается несколько дней. Многие семьи наУацилла делают кусарт. В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягнёнка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность. В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их. Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, её несколько минут держали над огнём, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее. Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец. На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше- жди неурожая. Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд . МАДЫ МАЙРАМ Мады Майрам (Мать Мария)- одно изсамых древних божеств, которому поклонялись осетины. Как утверждают учёные, культ Мады Майрам существовал ещё у наших предков- алан. В Болгарии есть даже Аланское святилище в честь Мады Майрам. В осетии тоже много святилищ в её честь. Особенно популярны святилища «Рекомская Мады Майрам», Зрутская Мады Майрам», «Моздокская Мады Майрам» и т.д. В её праздник, который приходится на последнюю неделю августа, устраивали кувд. В святилище шли молодые женщины и девушки. Особо поклонялись бездетные женщины, испрашивая потомства. В святилище приводили молодых невесток и просили Мады Майрам, чтобы они были плодовиты, как наседки, и подарили своему роду по семь сыновей и одной дочери. Приносили новорождённых младенцев, поручая их попечительству дзуара. Мады Майрам поклоняются и сегодня, испрашивая благодати для своих детей, чтобы они росли здоровыми, не знали несчастий. ДЖЕОРГУБА Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почётное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодёжи. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним ни случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин… В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды. Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джергуыбайы май»- месяц Джергуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19-21 ноября. Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню. Праздник в честь любимого святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.