Презентация для методического объединения учителей математики Внедрение современных образовательных технологий
Учительская конференция зонального района Работу выполнила учитель математики МКУО Луговской СОШ Сергиенко Наталья Анатольевна Внедрение современных образовательных технологий Умение работать в малых группах признаки групповой работы - на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;- состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;- учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы. “плюсы” и “минусы” групповой формы работы Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.Во - вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение. Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. “плюсы” и “минусы” групповой формы работы Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение и в конце выработать одно решение от группы. условия для групповой работы на уроке необходим определённый уровень интеллектуального развития, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. уровень познавательной активности.социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. распределение учащихся по группам Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. распределение ролей внутри группы Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);Регистратор (записывает результаты работы);Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);Наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания). организация работы в группах . Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся. самооценка работы группы Показатели Всегда Обычно Иногда Никогда 1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать 2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо 3. Мы выясняли то, что было нам непонятно 4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили самооценка работы каждого члена группы Насколько хорошо я работал со своими товарищами? Всегда Обычно Иногда Никогда Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей Я усердно работал над заданием Я высказывал новые идеи Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи Я подбадривал остальных подведение итогов В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников. Спасибо за внимание!