Педагогический проект Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения на уроках английского языка


«Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения на уроках английского языка»2009 Сведения об авторе Кужелева Вера Васильевна учитель английского языка МБОУ СОШ №1 города Кирсанова Тамбовской области Проблема: В связи с тем, что итоговая аттестация по иностранному языку за курс средней (полной) общеобразовательной школы с 2009 года будет проводиться только в форме ЕГЭ, выпускники должны быть готовы к выполнению заданий Раздела 4 – Письмо (С1 – письмо личного характера и С2 – письменное высказывание с элементами рассуждения). Следовательно, в настоящий момент тема данного проекта очень актуальна. Задачи проекта: Дидактические Сформировать навыки: - поисковой работы - критического мышления - взаимодействия и сотрудничества с учителем и одноклассниками Методические Научить: - находить и формулировать аргументы - правильно строить высказывание - использовать средства логической связи и синонимические средства - делать вывод Си бор фффформулировка ССС Сбор ассоциацийи знаний по проблеме Формулировка аргументов «за» и «против» Сбор языкового материала Алгоритм процесса работы по написанию эссе Написание Написание 1 варианта текста чте Чтение и корректировка текста Нн Написание окончательноговарианта текста Проверка эссе учителем Учебно – методический пакет: Рекомендации для учителя при проверке творческих письменных работ учащихся.При проверке творческих письменных работ учащихся учитель исправляет ошибки как на уровне синтаксиса и морфологии, так и на уровне текста. Однако эта процедура не должна демотивировать учащихся даже в случае большого количества ошибок. Необходимо всеми средствами поддерживать и стимулировать мотивацию к письменной коммуникации. Вот некоторые советы при проверке творческих работ учащихся: 1) не следует придавать излишне большого значения орфографическим и морфологическим ошибкам, т.к. они могут быть легко исправлены самим учеником с помощью словаря и не слишком мешают коммуникации; 2) ошибки, касающиеся ещё не изученного языкового материала, учитель может исправлять без комментариев; 3) ошибки, которые учитель обсуждает в классе, должны остаться анонимными; 4) особое внимание следует уделить удачным самостоятельным формулировкам учащихся, отмечая их оригинальность; 5) к серьёзным можно отнести ошибки, которые недопустимы на данном этапе обучения: ошибки на недавно пройденный или повторённый материал, а также ошибки, которые затрудняют коммуникацию.При организации контроля или оценке творческих работ учащихся учитель должен исходить из положения, что ошибки неизбежны. Наличие и характер ошибок позволяет осознать, что не понято или недостаточно усвоено, требует внимания и дополнительной работы с учеником.При оценке творческих письменных работ следует делать акцент на достижениях, а не на недостатках. Рекомендации для учащихся по выполнению второй части Раздела 4 ЕГЭ по английскому языку – Письмо (С 2) – письменное высказывание с элементами рассуждения.Объём - 200-250 слов Время выполнения – 40 минут Существуют эссе различных типов: 1) сочинение – описание; 2) сочинение – повествование (рассказ о каком-либо событии); 3) сочинение – рассуждение.В ЕГЭ чаще всего встречается 3-ий тип эссе. КИМы по английскому языку предлагают сочинение – рассуждение 2-х разновидностей: с аргументами «за» и «против»(For and Against), где необходимо отобразить преимущества и недостатки какого-либо явления или проблемы, например, «Мобильные телефоны – за и против»; 2) Opinion – эссе, в котором необходимо выразить свою точку зрения по данному вопросу и сравнить её с мнением других людей. Перед выполнением задания необходимо прежде всего определить, какой тип эссе вам предлагается написать. В задании С2 сформулирована тема эссе. Ниже приведён план изложения, тип эссе легко определить по его пунктам. План сочинения – рассуждения типа «For and Against»:1. Вступление (Introduction) – 3 - 4 предложения.2. Основная часть (Body) – 2 абзаца: 1 абзац - аргументы «за» - arguments “for”- (их должно быть не менее 3-х) –9 предложений; 2 абзац - аргументы «против» - arguments “against” – (также не менее 3-х) –9 предложений 3. Заключение / Вывод (Conclusion) – 2 - 4 предложения. Что должна включать каждая часть: Вступление: 1) Представить ситуацию (обозначить тему, перефразировав её, т.е. нельзя дословно повторять формулировку темы из задания, следует использовать синонимические средства); 2) Сказать, что есть аргументы за и против данного высказывания ( преимущества и недостатки данного явления); 3) Сказать, что вы собираетесь сделать – например, обсудить данную проблему или рассмотреть её с разных точек зрения, и т. п. Предложения можно начать с таких вводных слов: It is true that…Some people say / believe/ think…It is important…In today’s world…Other people disagree / have a different point of view…There is a discussion / no agreement…It is a controversial / burning / hot question… Основная часть:  Абзац с аргументами «за» - их должно быть не менее 3-х. Каждый аргумент строим по схеме: тезис - пример – вывод (3 предложения).Аргументацию начинаем различными вводными словами: First of all,…/Firstly,…/To begin with,…One major advantage is…On the one hand,… Secondly,…/The third point is …/ Besides, … Moreover,…In addition,… For example,… / for instance,… 2) Подобным образом строим абзац с аргументами «против», также используя вводные слова: However,…By contrast,… On the other hand,…In fact,… In spite of this,…As scientists / critics point out…Unfortunately,… Заключение: Заканчиваем сочинение выводом, употребляя вводные слова As a result,…Finally,…To sum up,…In conclusion,…To summarize,… One can only hope…Сочинение - рассуждение этого типа должно быть безличным, т.е. нельзя употреблять фразы типа Я думаю / считаю… По моему мнению…Их нужно заменить на нейтральные (безличные), такие как One can only…They say…It may be said…All things considered,one has to conclude…В любом сочинении-рассуждении нельзя использовать краткие формы, например: It’s…I’ve… I’m… Cочинение – рассуждение с выражением собственного мнения имеет другую структуру. План сочинения – рассуждения типа «Opinion»:1.Вступление (Introduction) - 3-4 предложения2.Основная часть (Body) – 2 абзаца: 1 абзац - выражение своего собственного мнения с аргументацией;2 абзац - мнение других людей по этой проблеме и объяснение, почему вы с ним не согласны; 3.Заключение / вывод (Conclusion) – 2-4 предложения Употребление вводных слов необходимо и в этом виде эссе. Выполнение задания С 2 оценивается по 5 параметрам:1) содержание; 2) организация текста; 3) лексика; 4) грамматика; 5) орфография и пунктуация. Выводы:Проанализировав итоги мониторинга, можно сделать вывод, что схема работы по обучению учащихся написанию эссе работает и дает неплохие результаты. Дидактические материалы для учителя и учащихся востребованы. Опыт работы по данной теме может быть использован другими педагогами при обучении учащихся старших классов. Использованная литература:1) Журнал «Иностранные языки в школе» №5 – 2007 г., статья «Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранному языку», автор Е.Э.Сысоева 2) Журнал «Английский язык в школе» №3 – 2008 г. Программа курса обучения английскому языку «New Millennium English» для учащихся 10-11 классов3) Пособие «Exсellent Exam Writing», ТОИПКРО, 2004 г.4) Пособие «State Exam. Maximiser», авторы Е.Н.Соловова, И.Е. Солопова, издательство Longman, 20075) Пособие «Единый государственный экзамен 2009. Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся», ФИПИ – М, Интеллект – Центр, 20096) Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2008 года в преподавании иностранного языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования