выступление на педагогическом совете УО по теме Технология разрешения педагогических конфликтов


«ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ» Цель исследования: изучить особенности возникновения конфликтов и способы их разрешения в школе.Объект исследования: педагогические конфликты в условиях современной общеобразовательной школы.Предмет: технологии разрешения педагогических конфликтовЗадачи:1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтов.2. Определить признаки конфликта, рассмотреть динамику конфликта, познакомиться с особенностями педагогических конфликтов.3. Изучить типы конфликтных личностей, проанализировать стили педагогического взаимодействия, рассмотреть психологический анализ конфликтов.4. Разработать педагогическую программу по разрешению конфликтов в школе.5. Определить пути решения конфликтов, используя такие педагогические технологии как: общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В конфликте всегда присутствует: противоречие, столкновение позиций, различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Конфликтная ситуация возникает когда:противоречия нарушают нормальное взаимодействие; наносят ущерб сторонам и они начинают видеть источник возникшей проблемы в позиции другой стороны, Решением проблемы считается:преодоление разногласий – принятие одной стороной точки зрения другой;взаимные уступки; компромисс или вариант, устраивающий обе стороны. Понятие конфликта в философии Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. Сущность конфликта, может быть глубоко понята в свете категорий противоречий и борьбы. Противоречия носят универсальный характер. С универсальностью противоречий связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство. Понятие конфликта в других науках Науки, исследовавшие формы конфликтного взаимодействия : история, искусствоведение, педагогика, политология, военные науки, правоведение, экономическая теория, теория управления и некоторые другие Признаки конфликта наличие ситуации, которая воспринимается как конфликтная;объект конфликта; желание продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, нежелание поиска решений для выхода из сложившейся ситуации Субъекты конфликта. Межгрупповые конфликты в своих проявлениях отличаются от межличностных. Объект конфликта. Конфликт ценностей и убеждений проявляется иным образом, нежели конфликт, вызванный несходством взглядов на профессиональные вопросы, обязанности субъектов по отношению друг к другу или ресурсов, которыми обладают субъекты конфликта. Стадии развития конфликта. На разных стадиях отмечаются свои характерные черты. Уровень развития коллектива. В менее зрелых, недостаточно сплоченных коллективах имеют свои мотивы и способы проявления, нежели конфликты в коллективах сплоченных. Формы проявления конфликта. Скрытые формы проявления конфликта внешне отличаются от открытых форм проявления Динамика конфликта Возникновение объективных пpотивоpечий 2. Осознание конфликтной ситуации 3. Переход к конфликтным действиям 4. Разрешение конфликта Виды педагогических конфликтов Конфликты деятельности Конфликты отношений Конфликты поведения Особенности педагогических конфликтов профессиональная ответственность учителя ; участники конфликтов имеют различный социальный статус;разница возраста и жизненного опыта участников конфликта; различное понимание событий и их причин участниками конфликта присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками;  6.профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;всякая ошибка учителя порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Конфликт в педагогической ситуации Причины конфликтав педагогической ситуации несовпадениепозиций в отношении учебы и правил поведения в школе противопо-ложность позиций в отношении учебы и правил поведения в школе недисципли-нированность, расхлябанностьученика несерьезное отношение к учебе того или иного ученика излишняя авторитарность, нетерпимость учителя ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ Демонстративный Целенаправленно конфликтный Неуправляемый Стили педагогического взаимодействия компромисс соперничество приспособление игнорирование сотрудничество конкуренция Причины конфликта объективные; организационно-управленческие; социально-психологические; личностные. Способы разрешения конфликта нежность принуждения третейский суд юмор шутка компромисс уступки Состав экспериментального и контрольного классов в возрастном и количественном отношении был приблизительно одинаков; результаты успеваемости и уровень взаимоотношений также примерно равны.Описать конфликт и выявить его причины нам помогли следующие методы и методики:- наблюдение;- опросы, беседы с учащимися, родителями, педагогами работающими в этом классе, мини-сочинение "Я и мой класс"; Анализ результатов эксперимента и практическая работа по внедрению в педагогическую практику механизма конструктивного разрешения конфликтов позволил сделать вывод о том, что для формирования опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов необходимо наличие следующих педагогических условий: создание комфортного психолого-педагогического климата в школьном коллективе; осуществление системы мер по развитию у учащихся мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди учащихся; наполнение содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения; разработка механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди учащихся, так и среди педагогов; системная психолого-педагогическая диагностика учащихся на каждом этапе разрешения конфликта; высокий уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.