Бессоюзное сложное предложение.Типы бессоюзных предложений.9 класс
Урок русского языка в 9 классеТема: Бессоюзное предложение. Типы бессоюзных предложений.
Цель урока:образовательныезакрепить знания о БСП путем повторения правил и выполнения заданий; организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;развивающиеразвитие творческих способностей учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;воспитательныеПривить любовь к искусству, последовательность в работе, аккуратность в письме;
Психологический настрой Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-путешествие в страну Знаний. Если у вас хорошее настроение –похлопайте в ладоши.Если вы любите шоколад – оближите губы.Если у вас есть друг –улыбнитесь.Если вы любите танцевать – потопайте ногами.Если вы готовы к уроку – поднимите руки.
.Задания командам: Название командДевизСписок пассажировКапитаны команд1.Станция «Стартовая»
.1.Раздел лексики изучает звуки и буквы;2.В алфавите 33 букв;3.Ь и ъ знаки звуков не обозначают;4.Гласных звуков 10;5.Согласных букв 10;6.Имя существительное это служебная часть речи;7.В русском языке 6 падежей;8.Предлоги, частицы, союзы – самостоятельный части речи.9.К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.10.Ух! Ах! Ба! – вводные слова.Интеллектуальная разминка « Да- Нет! »
Заполнить Слепую карту.БСП \правило\ 2 станция «Это я знаю на пять!»
Спишите, расставляя знаки препинания. Определи-те типы БСП и смысловые отношения между их частями.1. Перед дождём солнце садилось в тучи дым припа-дал к земле ласточки летали низко без времени голо-сили по дворам петухи облака вытягивались по небу длинными туманными прядями.2. У костра уж не было вчерашнего оживления и раз-говоров все скучали и говорили вяло и нехотя.3. Среди серых пустынных холмов зимой вечно кру-тит позёмка летом стоит жара.3.Станция «Умники и умницы»
3.Станция «Умники и умницы»Спишите, расставляя знаки препинания. Определите типы БСП и смысловые отношения между их частями.1. Летом было дождливое ,тёплое, густо росли травы ,крапива около плетней вытянулась в человеческий рост.одна2. Мне нужно было добывать себе пищу, я позволял себе увлекаться охотой, как серьёзным жизненным делом.пое3. Среди серых пустынных холмов, зимой вечно кру-тит позёмка ,летом стоит жара.сопс
Собрать мозаику и расставить знаки препинания Значение Можно вставитьТруд человека кормит- лень портит. (противопоставление) союз а Лучше вспашешь- больше хлеба возьмешь.(условие) еслиВзойдет красное солнышко- прощай, светел месяц. (время) когдаМузыка звучит- невозможно не слушать.(вывод и следствие) так чтоСпоет- счастьем одарит. (быстрая смена событий)Запела первая птица- все дрогнуло. (время) когда4. Станция «Собери мозаику»
5 станция «Загляни в учебник»Анна Павловна-великая русская балеринаПрочитайте текст.Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения.Развитие речиКакие качества, кроме требовательности и трудолюбия, вы пожелали бы себе для достижения своих целей в жизни.
Определите, какое предложение бессоюзное, а какое союзное.1.Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.2.Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. 3.Я несколько раз быбегал посмотреть, не идёт ли снег.4.Алёхин простился и ушёл к себе вниз, а гости остались наверху.6 станцияВыборочный диктант
5.Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.6.Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.7.Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален. 8.Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лощади, посмотреть, есть ли у них корм.9.Едешь на день, хлеба берина неделю.10.Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт.
Определите смысловые отношения между частями бессоюзно-го сложного предложения.1. Петербургское театрально училище, где обучались юные ба-лерины, находилось под покровительстом самого царя; ежегод-но вся царская семья посещала специальный ученический спек-такль.2.Вдруг донеслись до меня звуки музыки: я прислушался.3. Учителя были заводилами в деревенском клубе; они и игра-ли, и танцам учили, ставили смешные пьесы.7 Станция «Это я знаю!»
Запишите бессоюзные сложные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.1. Слева чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранившем последний отблеск зари.2. От мороза побелели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух трещал не вынося холода.3. Пели зяблики зырянки щебетали тихо шуршали листья деревьев.4. На судах тоже зажглись огни они двигались и сверкали красными белыми зелёными точками.
упражнение 249 Из двух простых предложений составьте бессоюзные сложные. Расставьте знаки препинания.ОБРАЗЕЦ: Зазвучала музыка. Гости оживились. Зазвучала музыка, гости оживились.1. Пары весело кружились в танце. Им игриво подмигивали свечи. 2. Отовсюду доносились весёлые голоса и смех.В доме царила дружеская, тёплая атмосфера.3. Объявили конкурс на лучший танец охотников продемонстрировать своё танцевальное мастерство оказалось много.4. Встреча друзей подходила к концу. Все расходились в прекрасном настроении и полные приятных впечатлений.
style.rotation
Прочитайте отрывок из повести М.Горького «Детство». стр 188Прочитайте строки, в которых описывается танец бабушки.Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение. Прочитайте их.
8 станция Мир тестов1.Укажите неверное высказывание: Смысловая связь между частями Бессоюзного сложного предложения имеет значения:А) Одновременности и последовательности, сопоставления.В) Не имеет одновременности и последовательности, сопоставления.С) Условия и времени, причины и следствия, пояснения.2.Бессоюзное сложное предложения со значением одновременности и последовательности могут заменяться: А) Сложносочинённым предложением с союзом иВ) Сложноподчинённое предложение с союзным словом который.С) Сложносочинённое предложение с союзом либо.3.Если части бессоюзного сложного предложения более распространены, то между ними ставится:А) тиреВ) двоеточиеС) точка с запятой4. Укажите бессоюзное сложное предложение:А) Споёт-счастьем одарит.В) Что посеешь, то и пожнёшь.С) Толкынбек, боясь опоздать на занятия, почти бежал по дороге.5.Укажите бессоюзное сложное предложение.А) Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим.В) Едва я отошел от костра, как сырой холодный воздух охватил меня со всех сторон.С) Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
6.Укажите значение частей бессоюзного сложного предложения: Злой плачет от зависти – добрый от радости.А) одновременностиВ) сопоставленияС) пояснения7.Укажите значение частей бессоюзного сложного предложения: Сверкнула молния, вслед за тем послышался удар грома.А) одновременностиВ) причиныС) пояснения8.Бессоюзными называются сложные предложения, состоящие:А) Из двух или более неравноправных частей: главного и придаточного предложения.В) Из равноправных по смыслу простых предложений связанных сочинительными союзами.С) Из простых предложений, соединенных только по смыслу, без помощи союзов.9. Укажите от ношения, возникшие между частями бессоюзного сложного предложения : Потемнела полосами белая пелена снега, почернели дороги, вода показалась на улице.А) перечисленияВ) условияС) одновременности
9 станция ТАНЕЦ –ДУША НАРОДА.Высказывания о танце.Расскажите о своих родных, близких, знакомых, владеющих мастерством танца, песни, игры на народных инструментах.
Защита творческих работ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕУпражнение 252 Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
style.rotation
Каждый день мы должны дарить друг другу улыбку, радость, смех, комплименты. Прощать ошибки, не обижать и не ранить грубыми словами.Необдуманное сказанное слово или поступок могут вернуться когда-нибудь самим. Поэтому, давайте ценить и беречь временный подарок бога, под названием жизнь.Итог урока