Презентация Профессиональная направленность уроков русского языка в группах сварщиков


 Профессиональная направленность преподавания русского языка в учреждениях НПО в группах с профессией сварщик. Те, кто преподаёт русский язык в учреждениях профессионального образования, знают, что мы должны обеспечить решение (как минимум) двух задач: 1) совершенствование знаний по русскому языку;2) совершенствование употребления производственно – технической терминологии. Обе задачи чрезвычайно трудны, так как к нам, как правило, приходят учащиеся с низким уровнем знаний по русскому языку и низким уровнем развития устной и письменной речи. Конечно, мы можем успокоить себя тем, что наши выпускники не будут преподавать русский язык и читать лекции, но уже первая промежуточная квалификационная аттестация учащихся доставляет нам большой психологический дискомфорт. Увы, учащиеся серьёзно затрудняются в использовании производственно – технической терминологии. Что же можно сделать в этом направлении за семьдесят восемь уроков русского языка, отведенного нам учебным планом? Об этом я и хочу рассказать в настоящем докладе. Так на уроках № 8-9 «Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля» в качестве иллюстративного материала я предлагаю тексты из учебников по спецпредметам: Овчинников В. В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов. Галушкина В.Н. Технология производства сварных конструкций. Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки. Через проектор на экран выводится сканированный фрагмент учебника и на его примере даётся характеристика научного стиля речи. Например, к теме №1 из учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки. (М.:Академкнига/Учебник,2005.- 160 с.), которая называется «Основные этапы развития видов сварки», я даю следующие вопросы и привожу вам варианты ожидаемых ответов: 1) выберите из предложенных вариантов подстиль научного стиля, к которому относится приведённый текст, какой жанр ему соответствует:а) собственно – научный, или академический (монография, статья, доклад);б) научно – информативный (реферат, аннотация, патентное описание);в) научно – справочный (словарь, справочник, каталог, энциклопедия);г) учебно – научный (учебник, методическое пособие, лекция);д) научно – популярный (статья, очерк).Ожидаемый вариант: г. 2) что отличает этот подстиль от других подстилей научного стиля:а) большая доступность;б) наличие богатого иллюстративного материала;в) многочисленность примеров;г) академичность изложения;д) пояснения, комментарии.Ожидаемые варианты: а, б, в, д.  3) выберите из текста по пять примеров:а) нейтральной лексики;б) специальной лексики;в) разговорной лексики.Ожидаемые варианты:а) называется, получение, связи, описал, разработал;б) межатомные связи, пластическое деформирование, электрическая дуга, угольный электрод, присадочный пруток;в) разговорная лексика в научном стиле не используется. На уроке №17 «Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная, книжная, жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы. Профессионализмы. Терминологическая лексика» я использую слова из словаря терминов, который приводится в уже названном учебнике И. М. Вознесенской. Например, в качестве примера профессионализмов вывожу на экран термины на букву «И»:измерительный шаблонинжектористочник питания многопостовойисточник питания однопостовойи прошу обучающихся ответить на вопрос, почему приведённые слова я отнесла к категории профессиональной лексики, при этом, естественно, они называют значение слов. Всю практическую часть урока №25 «Фонетический разбор слова» обучающиеся работают с профессиональной лексикой сварщика. В качестве разминки обучающимся предлагается «Звуковой диктант» (на экране транскрибированные слова).Задание: «Обозначьте звуки буквами и запишите слова».[б а л о н][з а г а т о ф к а ] [з а з` и м л`э н`и j а][и н ж э к т а р][н а п л а ф к а ][а г а р а к ][а к а л`и н а ][м у ш т у к][п р а ж о х ][р а з м` э т к а][и л`и к т р о т][с в`и т а ф` и л` т р] После 5-7 минут самостоятельной работы учащиеся получают возможностьпроверить качество выполненной работы при помощи очередного слайда презентации. На экране заголовок «Проверь себя» и записанные слова: баллонзаготовказаземлениеинжекторнаплавкаогарококалинамундштукпрожогразметка.электродсветофильтр Следующий вид выработки и закрепления умений и навыков по теме урока может проходить в форме дифференцированной групповой работы. Основные правила этой работы таковы:учитель даёт общее задание для группы из пяти человек, которое представляет собой определения из учебника В.Н. Галушкиной «Технология производства сварных конструкций» (Издательский центр «Академия», 2010. -192с.);2) группа во главе с лидером находит определяемое слово и делает его письменный фонетический разбор;3) учитель имеет право спросить любого члена группы;4) оценка отвечающего распространяется на всех членов группы. Определения представляют собой следующее: 1) устройства для транспортирования жидких, газообразных и сыпучих веществ при различных давлениях и температурах (трубопровод);2) исходные данные для проектирования технологического процесса производства сварной конструкции (чертёж);3) важный этап технологического процесса изготовления сварных конструкций (раскрой);4) удаление с поверхности металла ржавчины и окалины (травление);5) источник питания сварочной дуги переменного тока при ручной дуговой сварке и автоматической сварке под флюсом (трансформатор). Учащиеся работают в группах, ожидаемый результат самостоятельной работы (на примере второго определения) следующий: 1) чертёж;2) чер-тёж; два слога; второй слог ударный;3) [ч и р т` о ш];4) [ч`]- согласный глухой (парный), мягкий (непарный); буква ч; [и]- гласный, безударный; буква е; [р]- согласный звонкий (непарный), твёрдый(парный); буква р; [т`]- согласный, глухой (парный); мягкий (парный); буква т; [о]- гласный ударный; буква о; [ш]- согласный глухой (парный), твёрдый (непарный); буква ж;5) звуков-6; букв-6; Тема урока № 34 «Способы словообразования», к нему я разработала следующие карточки – задания: Карточка №1Укажите способы словообразования следующих слов 1) сварка2) сварщик3) сварочный (аппарат)4) электросварщик5) газосварщик Карточка №2Укажите способы словообразования следующих слов 1) литьё2) литейная (форма)3) литейщик4) залитый (металл)5) литые (детали) Карточка №3Укажите способы словообразования следующих слов 1) резьба2) резьбовые (соединения)3) резчик4) обрезчик5) нарезать Карточка №4Назовите все известные вам однокоренные слова к слову «сварка» Карточка №5Назовите все известные вам однокоренные слова к слову «автомат» Ожидаемые ответы:вариант 11) суффиксальный;2) суффиксальный;3) суффиксальный;4) способ сложения;5) способ сложения; Карточка №21) суффиксальный;2) суффиксальный;3) суффиксальный;4) префиксально – суффиксальный;5) суффиксальный; Карточка №31) суффиксальный;2) суффиксальный;3) суффиксальный;4) суффиксальный;5) префиксальный; Карточка №4Сварка, варить, сваривать, сварить, сварной, сварочный, сварщик, электросварщик, газосварщик, электрогазосварщик Карточка №5Автомат, полуавтомат, автоматическая, полуавтоматическая Урок №37 посвящён теме «Имя существительное. Лексико-грамматические разряды; род, число, падеж, склонение». Для практической части этого урока я вывожу на экран сканированный текст с.68учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки и даю обучающимся следующее задание: вариант 1 выпишите все существительные из первого столбца текста, обозначьтерод, число, падеж, склонение существительных вариант 2выпишите все существительные из второго столбца текста, обозначьтерод, число, падеж, склонение существительных Ожидаемые ответы:вариант 1процессы – мужской род, множественное число, именительный падеж, 2 склонение;при сварке – женский род, единственное число, предложный падеж, 1 склонение;металла - мужской род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;с газами - мужской род, множественное число, творительный падеж, 2 склонение;шлаками - мужской род, множественное число, творительный падеж, 2 склонение; и т.д. вариант 2затвердевания - средний род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;металла - мужской род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;шва - мужской род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;поверхность – женский род, единственное число, винительный падеж, 3 склонение;ванны - женский род, единственное число, родительный падеж, 1 склонение; Тема урока № 39 «Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды, степени сравнения ». К нему я предлагаю следующее задание:выпишите из текста, который является фрагментом учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки (с.70), все прилагательные и обозначьте их лексико – грамматические разряды вариант 1 – первый столбец текставариант 2 – второй столбец текста Ожидаемые варианты ответов:вариант 1расплавленного – качественное;жидкого – качественное;твёрдое – качественное;сварочной – относительное;ручной - относительное;постоянном - качественное;отдельными - относительное; вариант 2жидком - качественное;ручной - относительное;сварочной - относительное;основного - относительное;зернистую - качественное;низкую - качественное;неметаллические - относительное; К уроку №58 «Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании» я разработала несколько вариантов карточек – заданий, позволяющих наряду с закреплением знаний о видах связи слов в словосочетании совершенствовать употребление производственно – технических терминов. Языковой материал для карточек я взяла из учебника В.В.Овчинникова «Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов (М. : Издательский центр «Академия», 2010. -240с.) Далее представлены четыре варианта карточек – заданий. Карточка №1 Определите вид связи слов в следующих словосочетаниях:1) сварное соединение;2) термическое влияние;3) основной металл;4) повышает прочность;5) получение непровара.Ожидаемые ответы: 1) согласование; 2) согласование; 3) согласование;4) управление; 5) управление. Карточка №2 Выберите из приведённых словосочетаний словосочетания с согласованием:1) односторонний шов;2) стыковое соединение;3) толщина металла;4) разделка кромок;5) вероятность разрушения.Ожидаемые ответы: 1, 2 Карточка №3 Выберите из приведённых словосочетаний словосочетания с управлением:1) односторонний шов;2) стыковое соединение;3) толщина металла;4) разделка кромок;5) вероятность разрушения.Ожидаемые ответы: 3, 4, 5 Карточка №4 Если вы вспомните все виды сварных соединений, сколько словосочетаний с видом связи согласование вы получите?Запишите все словосочетанияОжидаемые ответы: пять;стыковые соединения;угловые соединения;торцовые соединения;нахлёсточные соединения;тавровые соединения. Для практической части уроков № 59,60,61 «Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)» я использую сканированный текст со страниц 9 - 10 учебника В.Н. Галушкиной «Технология производства сварных конструкций» (Издательский центр «Академия», 2010. -192с.); Учащимся предлагается следующее задание:1) выпишите из текста три простых двусоставных предложения, графически выделите в них грамматическую основу;2) выпишите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым поставлено тире, объясните условия его постановки;3) выпишите простые предложения с наличием в них определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Ожидаемые результаты работы:1) Литьё экономически оправданно при крупносерийном и массовом производстве (литьё – подлежащее, оправданно – сказуемое). При охлаждении залитый металл затвердевает, сохраняя заданную форму (металл – подлежащее, затвердевает – сказуемое).Процесс ковки представляет собой чередование определённых операций (процесс – подлежащее, представляет собой – сказуемое). 2) Основные разновидности холодной объёмной штамповки – выдавливание, высадка и формовка (попущен глагол - связка составного именного сказуемого). 3) При охлаждении залитый металл затвердевает, сохраняя заданную форму (залитый, заданную – определения). При выполнении штамповки форму и размеры заготовки изменяют с помощью специализированного инструмента – штампа.  Литьё экономически оправданно при крупносерийном и массовом производстве (экономически – обстоятельство). Литьё применяют для изготовления блоков цилиндров, поршней, коленчатых валов, зубчатых колёс, станин станков, турбинных лопаток,корпусов и крышек редукторов.  Тема урока №74 «Сложное предложение», к его практической части я предлагаю следующие задания:выпишите из текста, который является фрагментом учебника Овчинникова В.В. «Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов» сложные предложения, подчеркните в них все грамматические основывариант 1 «Электрическая дуга» (с.32)вариант 2 «Сварочная дуга» (с.32) Ожидаемые варианты ответов:вариант 1 Электрическая дуга является разрядом в газах, при котором электрический ток проходит через газовый промежуток под воздействием электрического поля при наличии в нём заряженных частиц – электронов и ионов, возникающих в этом пространстве при эмиссии (испускании) электронов с поверхности отрицательного электрона (катода) и ионизации газов. вариант 2 Если сварку ведут на переменном токе, то каждый электрод попеременно служит то анодом, то катодом. Практически ко всем темам курса подходит такая форма работы, как творческие диктанты. К диктантам даются следующие виды задания:1.Упростить громоздкие предложения.2. Запомнить смысл (содержание), записать предложения по памяти. Это задание будет заключаться в следующем: при помощи экрана обучающиеся знакомятся с текстом, затем на экране остаются наиболее труднопроизносимые термины с трудными орфограммами, используемые в этом диктанте. Обучающиеся должны изложить своими словами текст, употребив эти термины.Так, к сканированному фрагменту учебника В.В.Овчинникова «Сварка в горизонтальном положении», расположенному на с.110, я предлагаю обучающимся обязательно использовать следующие термины: зажигать дугу на краю стыкаспозиционировать горелкусварочная ванна сформированапредотвратит прожогисквозное плавление Уважаемые коллеги, на основании изложенного вы можете сделать вывод, что ваше сотрудничество с преподавателями русского языка даёт реальную возможность для решения нашей общей проблемы – совершенствования употребления производственно – технической терминологии. Но это требует от нас единства профессиональной и общеобразовательной подготовки обучающихся, и мне остаётся только пожелать нам успехов в этом направлении. Литература Галушкина В.Н.Технология производства сварных конструкций: учебник для нач. проф. образования / В.Н.Галушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с. Овчинников В.В.Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. образования / В.В.Овчинников. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с. Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки: теоретические основы профессиональной деятельности [Текст] : Учеб. пособие / И.М. Вознесенская. Под ред.С.В.Соколовой. – М.: Академкнига/ Учебник, 2005. -160 с.