Презентация Профессиональная направленность уроков русского языка


Профессиональная направленность уроков русского языкаОГАОУ СПО «Валуйский индустриальный техникум»Областная педагогическая стажировка «Инновационные и традиционные технологии в подготовке студентов» Те, кто преподаёт русский язык в профессиональных образовательных учреждениях, знают, что мы должны обеспечить решение (как минимум) двух задач: совершенствование знаний по русскому языку;2) совершенствование употребления производственно – технической терминологии. Обе задачи чрезвычайно трудны, так как уровень знаний по русскому языку , уровень развития устной и письменной речи и у обучающихся по профессии, и у обучающихся по специальности, как правило, оставляет желать лучшего. Конечно, мы можем успокоить себя тем, что наши выпускники не будут преподавать русский язык и читать лекции, но уже первая промежуточная квалификационная аттестация студентов доставляет нам большой психологический дискомфорт. Увы, учащиеся серьёзно затрудняются в использовании производственно – технической терминологии. А это означает, что принцип компетентностного и практико – ориентированного подхода, заложенного в ФГОС, реализуется недостаточно. Что же можно сделать в этом направлении на уроках по УД «Русский язык и литература», используя инновационные и традиционныетехнологии?Начну с того, что на тему «Профессионализмы. Терминологическая лексика» в рабочих программах отводится максимум два урока, следовательно, эту работу приходится проводить и при изучении других разделов языка. Приведу несколько примеров. Уроки по теме «Фонетический разбор слова» я начинаю со «Звукового диктанта», так он выглядит в группах сварщиков. «Обозначьте звуки буквами и запишите слова».[б а л о н][з а г а т о ф к а ] [з а з` и м л`э н`и j а][и н ж э к т а р][н а п л а ф к а ][а г а р а к ][а к а л`и н а ][м у ш т у к][п р а ж о х ][р а з м` э т к а][и л`и к т р о т][с в`и т а ф` и л` т р] Так - в группах автомехаников.[а ф т а м` и х а н` и к][в а д` и т` э л` ] [а ф т а м а б` и л`][с в` и т а ф о р][д а р о г а ][п а в а р о т ][т а р м а з а ][с к о р а с т`][а б` й э с т ][р а з м` э т к а]«Обозначьте звуки буквами и запишите слова». Так – в группах поваров«Обозначьте звуки буквами и запишите слова».[в’ин’игр’эт][бул’йон] [расол’н’ик] [п’ирожнайа][п’иражок][катл’эта][паджарка][картоф’ил’][бутэрброт][калбаса][сас’иска][тварожн’ик’и][п’ица]    Так – в группах электромонтёров[ил’иктрадв’игат’ил’][cв’этад’иот][трансфарматар][стаб’ил’изатар][ил’иктраабарудаван’ийа][ил’иктрамант’ор][пласкагупцы][ил’иктраc’эт’и]  На уроках по теме «Лексика» электромонтёрам я предлагаю такое заданиеНапишите термины, опираясь на их лексическое значение; найдите ошибку в предложении.1. ……… - устройство, преобразующее переменное напряжение одного уровня в напряжение другого уровня.2. …….. - специалист в области электричества.3. ………… - место установки предохранителей, автоматических выключателей, диффавтоматов, УЗО, дистанционных выключателей и т. д.4. …… - число колебаний в единицу времени.5. Прожектор - тип звукового оборудования.6. Лампа накаливания - электрическое устройство, предназначенное для обогрева помещения.  К уроку «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных» электромонтёрыполучают следующее задание.Перед вами схема электродрели, прочитайте термины, запомните их написание. После небольшого промежутка временистудентам предлагается вставить пропущенные буквы в данных словах: кул…чковый п…трон, пер…ключатель р…жимов, глубин…метр, рев…рс, ф…ксатор, р…гулятор об…ротов, в…нтиляц…онные отверст…ия. К уроку «Способы словообразования» сварщики получают следующие карточки - заданияКарточка №1Укажите способы словообразования следующих слов 1) сварка2) сварщик3) сварочный (аппарат)4) электросварщик5) газосварщик Карточка №2Укажите способы словообразования следующих слов 1) литьё2) литейная (форма)3) литейщик4) залитый (металл)5) литые (детали) Карточка №3Укажите способы словообразования следующих слов 1) резьба2) резьбовые (соединения)3) резчик4) обрезчик5) нарезать Карточка №4Назовите все известные вам однокоренные слова к слову «сварка» К уроку «Имя существительное. Лексико-грамматические разряды; род, число, падеж, склонение» для сварщиков я вывожу на экран сканированный текст с.68учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки и даю студентам следующее задание: Вариант 1Выпишите все существительные из первого столбца текста, обозначьте род, число, падеж, склонение существительных Вариант 2Выпишите все существительные из второго столбца текста, обозначьте род, число, падеж, склонение существительных К уроку «Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании» у сварщиков я разработала несколько вариантов карточек – заданий, позволяющих наряду с закреплением знаний о видах связи слов в словосочетании совершенствовать употребление профессиональных терминов. Языковой материал для карточек я взяла из учебника В. В.Овчинникова «Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов (М. : Издательский центр «Академия», 2010. -240с.) Далее представлены четыре варианта карточек – заданий. Карточка №1Определите вид связи слов в следующих словосочетаниях:1) сварное соединение;2) термическое влияние;3) основной металл;4) повышает прочность;5) получение непровара.Ожидаемые ответы: 1) согласование; 2) согласование; 3) согласование; 4) управление; 5) управление.Карточка №2Выберите из приведённых словосочетаний словосочетания с согласованием:1) односторонний шов;2) стыковое соединение;3) толщина металла;4) разделка кромок;5) вероятность разрушения.Ожидаемые ответы: 1, 2 Карточка №3Выберите из приведённых словосочетаний словосочетания с управлением:1) односторонний шов;2) стыковое соединение;3) толщина металла;4) разделка кромок;5) вероятность разрушения.Ожидаемые ответы: 3, 4, 5Карточка №4Если вы вспомните все виды сварных соединений, сколько словосочетаний с видом связи согласование вы получите?Запишите все словосочетанияОжидаемые ответы: пять;стыковые соединения;угловые соединения;торцовые соединения;нахлёсточные соединения;тавровые соединения. Главной целью урока «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов» у электромонтёров было совершенствование умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи для отработки навыков правописания предлогов. В соответствии с нею студенты выполняли следующие задания. Комментированное чтение: прочитайте, выберите вариант написания, раскройте скобки.(В)течени (е,и) эксплуатационного периода электроприборы, как правило, служат надёжно.2. (В)течени (е,и) тока не должно наблюдаться отклонений в качестве периодического сигнала. 3. (В)следстви (е,и) по делу о возгорании помещения возникли вопросы к электромонтёру, осуществлявшему внутреннюю электропроводку.4. (В)следстви (е,и) квалифицированных действий электромонтёра электропроводка помещения была сделана качественно и в срок. 5. Электромонтёр производил электромонтажные работы, (не)смотря в сторону установленных знаков безопасности.6. (Не)смотря на повышенное напряжение, установка защиты не сработала. Вставьте в предложения подходящие по смыслу производные предлоги благодаря, вследствие, в течение.1 … наличию автоматического выключателя создаются условия, позволяющие включать, пропускать и выключать электрический ток в нормальных условиях; пропускать сверхток в течение заданного промежутка времени (свойство селективности) и разъединять цепь при аномальных условиях в цепи.2 …. сверления бетонной, кирпичной или гипсовой стены создаются условия для дальнейшей протяжки электрического кабеля через нее. 3 … применения гофрированной пластиковой, легко гнущейся трубки создаются условия для защиты электрического кабеля от механических повреждений.4 … выхода из строя старой электропроводки необходим её демонтаж. Третье задание рассчитано на знание студентами новинок электроэнергетики, связанных с объектами, изображёнными на экране. Читаем предложение, завершаем его, исходя из смысла, раскрываем скобки. 1. (В)следстви(е,и) (появление) новейшей разработки, высоковольтной передвижной испытательной станции переменного тока для силовых трансформаторов, появилась возможность … .2.Благодаря (данная станция) определяется техническое состояние… . 1.Инженеры Вашингтонского университета разработали технологию, позволяющую использовать Wi-Fi в качестве источника энергии для питания портативных устройств и зарядки гаджетов, (в)следстви(е,и) применения которой ……..2. (В)следстви(е,и) повсеместного распространения технологии беспроводной передачи энергии по воздуху, произойдёт настоящая ….. 1. Благодаря (солнечная электростанция), построенной ООО «АльтЭнерго» в Белгородской области в начале октября 2010 года, … .2. Солнечная электростанция функционирует благодаря (установка)... . 1. (В)следстви(е,и) (установка) ветрогенераторов в Яковлевском районе Белгородской области, появились новые…..2.Ветрогенераторы вырабатывают энергию благодаря (преобразование) кинетической энергии ветра в … . На этом же уроке студентам было предложено поработать над синквейном к теме, у них получилось следующее Предлоги производные, непроизводные обслуживают, помогают, оформляют связи необходимая составляющая речи очень востребованный пазл Наряду с синквейном студентам было предложено провести аналогию между потоком речи и схемой последовательного соединения элементов в электрической цепи и закончить предложение.Если речь – это последовательное соединение слов в речевой цепи, то предлоги в ней … . А в качестве рефлексии студентам было предложено оценить степень своего интереса к уроку при помощи лампочек накаливания Спасибо за внимание!