Презентация на тему Речевая характеристика героя в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума(7-9 класс)


Речевая характеристика Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Наш язык – это важнейшая часть нашегоповедения в жизни. И по тому, как человекговорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Д.С.Лихачёв. -Кто б ни был ты, -среди обедов,Или храня служебный пыл,Ты, может быть, совсем забыл,Что жил чиновник Грибоедов,Что службы долг не помешалЕму увидеть в сне тревожномБред Чацкого о невозможном,И Фамусова пышный бал,И Лизы пухленькие губки…И - завершенье всех чудес-Ты, Софья…Вестница НебесИли бесёнок мелкий в юбке?..Я слышу возмущенный крик:«Кто ж Грибоедова не знает?»-Вы, вы! -Довольно. УмолкаетМой сатирический язык,-Читали вы «Мильон терзаний»,Смотрели «Горе от ума»…В умах- всё сон полусознаний,В сердцах- всё та же полутьма… А. Блок о комедии А. С. Грибоедов Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде.Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия на кончились до сих пор и, может быть, не кончаться ещё долго.………………………………………………Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце , и при этом он безукоризненно честен…Чацкий начинает новый век- и в этом всё его значение и весь ум. ……………………………………………….Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу- не найдя ни в ком «живого сочувствия», и уехать, увозя с собой «мильон терзаний» ………………………………………………..Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную» Из статьи И. Гончарова “Мильон терзаний” ….мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит всё, что ни придёт ему в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблён и с которой несколько лет не виделся, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над её батюшкой, дядюшкой и знакомыми…Итак, мудрено ли, что от такого человека все разбегутся и примут за сумасшедшего?..…Чацкий есть не что иное, как сумасброд в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее; следовательно, всё смешное- на стороне Чацкого! Он хочет отличится то остроумием, то каким то бранчливым патриотизмом перед людьми, которых презирает, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб они его уважали. М. А. Дмитриев о Чацком - - - + внутренняя - - - + письменная + + ++ +++ устная Молчалин Софья Фамусов Чацкий Речь Формы речи героев Чацкий Фамусов(Племянник Скалозуба СкалозубКнязь Фёдор) Молчалин Софья Гости Фамусова на балу Система образов Разочарование в любвиОскорбление в лучших чувствахЗлость на общество, где нет места свободной мысли Людская злобаРождение общественного мнения в сплетняхРазмышления о Софье Слепое подражание русских иностранномуПотеря своих национальных традиций Резкая критика общественного устройства Соотношение старого и новогоНепримиримость этогообщества к новым свободным идеям Век нынешний и век минувший:порядки, нравственные устои, чинопочитание Любовь к СофьеОбщие знакомые Образ жизни московского обществаОсобенности воспитания и образования Темы и проблемы,поднятые в речи Сначала себе, потом окружающимНе образумлюсь…виноват Самому себеЧто это? Слышал ли моими я ушами! СофьеФранцузик из Бордо Фамусову и СкалозубуА судьи кто? ФамусовуИ точно начал свет глупеть Софье Чуть свет – уж наногах Кому адресован Первая строка 4д 14 явл 4д 10 явл 3д 22 явл 2д 5 явл 2д 2 явл 1д 7явл Место в пьесе: Монолог 6 Монолог 5 Монолог 4 Монолог 3 Монолог 2 Монолог 2 Параметры анализа Монологи Чацкого Главная роль денег в жизниСтаршее поколение как образец Безмерная тяга к военным как признак патриотизма Старшее поколение как образец для подражания, для продвижения вверх хороши любые средства Богатство как цель и образ жизни,Знать в Москве,«важные дела» О себе как образце для подражания, своих достоинствахСуть домашнего воспитания и образования Темы и проблемы,поднятые в речи Вкус, батюшка,отменная манера Вот то-то, все вы гордецы Петрушка, вечно ты с обновкой Вот попрекать мне станут Первые строки Скалозубу Чацкому Петрушке и себе Софье Кому адресован 2д 5 явл 2д 2 явл 2д 1 явл 1д 4 явл Место в пьесе: Монолог 4 Монолог 3 Монолог 2 Монолог 1 Параметры анализа Монологи Фамусова 1.Отношение к службе, чинам, наградам.Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя…Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,Ну как не порадеть родному человечку!..Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья… 1.Отношение к службе, чинам, наградам.Служить бы рад, прислуживаться тошно.Свежо предание, а верится с трудом,Как тот и славился, чья чаще гнулась шея…Кто служит делу, а не лицам…Чины людьми даются, а люди могут обмануться.Когда в делах - я от веселья прячусь, Когда дурачиться- дурачусь,А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа. Фамусов и другие Чацкий Темы и проблемы в речи героя Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.Будь плохонький, да если наберётся душ тысячки две родовых,- Тот и жених.Дверь отперта для званных и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет…Сказал бы я во-первых: не блажи,Имением не управляй оплошно, А, главное, поди - тка послужи.К военным так и льнут, А потому, что патриотки…Ведь надобно ж зависеть от других.В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь. Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…Где, укажите нам , отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…И разливаются в пирах и мотовстве…Мундир! один мундир!....И в жёнах, дочерях- к мундиру та же страсть!Поверили глупцы, другим передают,Старухи в миг тревогу бьют-И вот общественное мненье!Чтоб истребил господь нечистый этот духПустого, рабского, слепого подражанья…Пускай меня объявят старовером,Но хуже для меня наш Север во сто кратС тех пор, как отдал всё на новый лад…Как платья. Волосы, так и умы коротки!... Фамусов и другие Чацкий Темы и проблемы в речи героя 3.Воспитание, образование,книги.И в чтеньи прок - от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.Берём же побродяг, и в дом и по билетам,Чтоб наших дочерей учить, всему…В Петербурге институт…. Там упражняются в расколах и безверьи…Я вас обрадую: всеобщая молва,Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;Там будут лишь по-нашему учить: раз, два;А книги сохранят так: для больших оказий.Уж коли зло пресечь: Забрать все книги да и сжечь. 3.Воспитание, образование,книги.Хлопочут набирать учителей полки,Числом поболее, ценою подешевле…В России, под великим штрафом,Нам каждого признать велят историком и географом!А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,В учёный комитет который поселилсяИ криком требовал присяг.Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Фамусов и другие Чацкий Темы и проблемы в речи героя Чацкий Александр Андреевич Образованность Ораторские способностиУмеет любить и не скрывает свои чувстваИскренностьЧестностьЧувство собственного достоинстваГотовность служить настоящему делуИнтерес к государственным проблемамУверен в равенстве людей независимо от социального положения Главное в человеке – его нравственные качестваПатриотВолнует судьба народа Итоги