Презентация по русскому языку Знаки препинания в сложносочинённом предложении».(11 класс)
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Лексический диктант. Человек, который противится нововведениям (К).Направление развития (Т).Система взглядов на природу и общество (М).Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).Антоним к слову “идентичный” (Р).Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).Антоним к слову “лаконичный” (М).Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).Синоним к слову “первенство” (П).Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.Раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания Проверка. КонсерваторТенденцияМировоззрениеДемократияЭпигонРазличныйБалладаМногословныйЭмансипацияПриоритетПредложениеПунктуация Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией. Небо над головой было очень светлое, а к горизонте оно густело. Солнце скрылось за облаками, и на пашню легла тень. Или, либо То…то Не то… не то То ли…то ли И, да (= и) Ни…ни Не только…но и Также Как…так и А, да (=но),но Однако Зато, же Только ( = но) Сложносочиненные предложения с соединительными союзами В этих сложносочиненных предложениях выражается:А) одновременностьБ)последовательность Соединительные союзы:ида (=и)ни…нитожетакже Например:В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. (да(=и))Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (ни…ни) Сложносочиненные предложения с разделительными союзами Разделительные союзы:то…тоили (иль)либо…либоне то…не тото ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:А) чередованиеБ)взаимоисключения Например:То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (то… то) Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову. (либо… либо) Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные союзы: ане только… но и нода (=но)однакозато В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляет с другим или противопоставляется другому Например:Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков). 1. Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением. НАпример: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату); Простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь); Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий. Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин). План разбора сложносочинённого предложения Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.Построить схему сложносочинённого предложения. Подготовка к ЕГЭ. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами. Рефлексия. 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был полезен / бесполезен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным Домашняя работа. Выучить теоретический материал по теме.Выписать из стихотворений А.С.Пушкина примеры с использованием сочинительных союзов.Проанализировать постановку знаков препинания в стихотворении А.Блока « Незнакомка» Спасибо за урок!