Поэзия Русского Зарубежья


Поэзия середины Х1Х века. «Все живое состоит из противоположностей; момент их гармонического соединения неуловим, и лиризм, этот цвет и вершина жизни, по своей сущности, навсегда останется тайной. Лирическая деятельность тоже требует крайне противоположных качеств, как, например, безумной, слепой отваги и величайшей осторожности (тончайшего чувства меры). Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик». А. Фет. «Поэт носит свой мир с собою: мечтами своими населяет он пустыню, и, когда говорить ему не с кем, он говорит сам с собою. Вероятно, вот отчего многие из прозаистов и почитают поэтов безумцами. Они не понимают, что за выгода поэту говорить на ветер в уповании, что ветер этот когда-нибудь и куда-нибудь занесет звуки их души; что они сольются в свое время с отзывами всего прекрасного и не исчезнут, потому что когда есть бессмертие души, то должно быть и бессмертие поэзии. Проза должна более или менее говорить присутствующим; поэзия может говорить и отсутствующим: ей не нужно непосредственной отповеди наличных слушателей. На поэзию есть эхо: где-нибудь и когда-нибудь оно откликнется на ее голос». Петр Андреевич Вяземский Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893) Уже ранние стихи поэта были замечены Тургеневым, высоко оценены Некрасовым, а первый стихотворный сборник (1886) принес прижизненную славу. Его лирика оказала несомненное влияние на творчество А. Блока, других поэтов; поэтическое наследие Апухтина волнует нас до сих пор. Многие из стихотворений благодаря музыке П. И. Чайковского, который был другом поэта, живут и сейчас в известных романсах: "День ли царит...", "Ночи безумные, ночи бессонные...", "Забыть так скоро...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета..." Ночи безумные, ночи бессонные,Речи несвязные, взоры усталые...Ночи, последним огнем озаренные,Осени мертвой цветы запоздалые! Пусть даже время рукой беспощадноюМне указало, что было в вас ложного,Все же лечу я к вам памятью жадною,В прошлом ответа ищу невозможного... Вкрадчивым шепотом вы заглушаетеЗвуки дневные, несносные, шумные...В тихую ночь вы мой сон отгоняете,Ночи бессонные, ночи безумные!1876 Ни отзыва, ни слова, ни привета, Пустынею меж нами мир лежит, И мысль моя с вопросом без ответа Испуганно над сердцем тяготит! Ужель среди часов тоски и гнева Прошедшее исчезнет без следа, Как лёгкий звук забытого напева, Как в мрак ночной упавшая звезда Толстой Алексей Николаевич (1883-1945). “Всем знавшим его хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая. «Рыцарская натура»” И.Тургенев. Красота — важнейшая категория в мире А.К. Толстого, имеющая не только эстетическое, но и нравственное значение. Поэт заявлял: “Я один из двух или трёх писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение моё состоит в том, что назначение поэта — не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному, которая сама найдёт себе применение безо всякой пропаганды” Мы вышли в сад. Чуть слышно трепеталиПоследние листы на липовых ветвях,И вечер голубой, исполненный печали,Бледнея, догорал в задумчивых лучах… Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. Яков Петрович ПОЛОНСКИЙ(1819-1898) Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы. Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней. НА ПУТИ Хмурая застигла ночь, На пути - бурьян... Дышит холодом с реки, Каплет сквозь туман. Но как будто там - вдали, Из-под этих туч, За рекою - огонька Вздрагивает луч... И как будто где-то там Голоса в кустах... Песня эта или звон У меня в ушах? В реку брошусь я - в кусты Брошусь сквозь туман - Впереди тепло и свет, На пути - бурьян... Случевский Константин Константинович(1837-1904) Всё, что он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни. Он ищет в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие»; он убеждён, что «не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои». Это даёт ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В душе шел светлый пир. В одеждах золотыхВиднелись на пиру: желанья, грезы, ласки;Струился разговор, слагался звучный стих,И пенился бокал, и сочинялись сказки. Когда спускалась ночь, на пир являлся сон,Туманились огни, виденья налетали,И сладкий шепот шел, и несся тихий звонИз очень светлых стран, и из далекой дали...