Серия занятий по развитию высших психических функций


Серия занятий по развитию высших психических функций старших дошкольников с зпр Цели:Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;Развитие зрительного внимания;Развитие графически моторных навыков;Уточнение и развитие пространственных отношений;Развитие мыслительных операций;Расширение активного словаря;Развитие графической координации рук;Развитие общей моторики;Закрепление знаний о временах года;Расширение объема представлений;Совершенствование мелкой моторики.Оборудование:Картинки с заданиями; текст; физкультминутки; загадки.2 Психологический настройПсихолог знакомиться с детьми, настраивает их на положительный лад перед занятием. Объясняет детям, что они пришли на занятие для того, чтобы лучше запоминать, стать внимательней, уметь больше фантазировать. Все это пригодиться и поможет в дальнейшем.3 Психологический настрой Психолог раздает пиктограммы с изображением эмоций человека и предлагает детям показать какое настроение у него сейчас, а какое оно бывает обычно? Почему?4 РазминкаНайди нужную заплатку для коврика. Какой она формы ?5 Основная часть 1 Задание 1Покажи лишний предмет. Почему он лишний?6 Задание 2Чего не хватает на рисунках. Дорисуй их.7 Задание 3Покажи рисунок, на котором посредине елка, слева от елки цветок, справа от елки гриб.8 Физкультминутка.Аист(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)— Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)— Топай правою ногою,Топай левою ногою,Снова — правою ногою,Снова — левою ногою.После — правою ногою,После — левою ногою.И тогда придешь домой.9 Основная часть 2Задание 4  Какое время года изображено на каждой из картинок? Почему ты так думаешь?10 Задание 5 Найди отличия.11 Задание 6Отгадай загадки. Летом в сквере в душный знойСтолб струится водяной.Брызги есть, но спрятан кран.Что это, скажи? (Фонтан) Мчат детей слоны, барашки,Разноцветные коняшки.Всех кружили, всех вертелиВ нашем парке... (карусели) Кто трехглазый, одноногийНам мигает у дороги?Красный глаз глядит в упор,«Стой!» — сигналит... (светофор) Не проспит, не позабудет,В ранний час тебя разбудит.Он звонит, но не мобильник.Как зовут его? (Будильник) В зоркий глаз мне посмотритеИ всего на миг замрите.Мною ваш портрет отснят.Кто я? (Фотоаппарат)12 Итоги занятия.Вы хорошо занимались ребята.Вам понравилось занятие? (ответ детей)Какое задание понравилось больше всего? (Ответ детей)Какое задание вызвало трудности для вас?( что трудно задается на дом.)13 Цель:Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;Развитие зрительного внимания;Развитие графически моторных навыков;Уточнение и развитие пространственных отношений;Развитие мыслительных операций;Расширение активного словаря;Развитие графической координации рук;Развитие общей моторики;Закрепление знаний о временах года;Расширение объема представлений;Совершенствование мелкой моторики.Оборудование:Картинки с заданиями; текст; физкультминутки.14 Психологический настройВыяснение преобладающего на данный момент фона настроения. Дети должны выбрать один кружок, раскрасить его. Объяснить свой выбор.15 Разминка Найди двух одинаковых мышат.16 Основная часть 1Задание 1Рассмотри бегемотиков. Найди каждому его тень.17 Задание 2На протяжении всей дороги светило солнце. Найди дорогу по которой дети шли в лес.18 Задание 3Покажи рисунок, на котором над грибом солнце, перед грибом мышонок. 19 ФизкультминуткаБегут, бегут со двораБегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)20 Основная часть 2Задание 4 Рассмотри и раскрась картинку. Посчитай сколько на ней шариков.21 Задание 5Прочитай или послушай что делают дети.22 Задание 6Соедини пары.23 Итог занятия Вы хорошо занимались ребята.Вам понравилось занятие? (обведите ваше настроение сейчас)Какое задание понравилось больше всего? (Ответ детей)Какое задание вызвало трудности для вас?( что трудно задается на дом.)24 Цель:Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;Развитие зрительного внимания;Развитие графически моторных навыков;Уточнение и развитие пространственных отношений;Развитие мыслительных операций;Расширение активного словаря;Развитие графической координации рук;Развитие общей моторики;Закрепление знаний о временах года;Расширение объема представлений;Совершенствование мелкой моторики.Оборудование:Картинки с заданиями; текст; физкультминутки.25 Психологический настрой Звучит музыка «Звуки леса».Послушайте музыку что вы слышите?26 РазминкаЗачеркни лишний предмет.27 Основная часть 1 Задание 1Зачеркни в каждом ряду лишнее.28 Задание 2Найди спрятанные фигурки и раскрась их29 Задание 3Раскрась в правом нижнем углу ежика, а в верхнем левом углу птичку.30 Физкультминутка Будем прыгать и скакать!Раз, два, три, четыре, пять!Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)Раз, два, три.Наклонился левый бок.Раз, два, три.А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)И дотянемся до тучки.Сядем на дорожку, (Присели на пол.)Разомнем мы ножки.Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)Раз, два, три!Согнем левую ножку,Раз, два, три.Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)И немного подержали.Головою покачали (Движения головой.)И все дружно вместе встали. (Встали.)31 Основная часть 2 Задание 4На этом рисунке 6 ошибок художника найди их.32 Задание 5Восстанови порядок картинок по смыслу и пронумеруй их.33 Задание 6Повтори по рисунку. 34 Итог занятия Вы хорошо занимались ребята.Вам понравилось занятие? (обведите ваше настроение сейчас)Какое задание понравилось больше всего? (Ответ детей)Какое задание вызвало трудности для вас?( что трудно задается на дом.)35 Цель:Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;Развитие зрительного внимания;Развитие графически моторных навыков;Уточнение и развитие пространственных отношений;Развитие мыслительных операций;Расширение активного словаря;Развитие графической координации рук;Развитие общей моторики;Закрепление знаний о временах года;Расширение объема представлений;Совершенствование мелкой моторики.Оборудование:Картинки с заданиями; текст; физкультминутки; разрезные картинки.36 Психологический настрой Психолог спрашивает:На какое занятие вы пришли?Чем вы занимаетесь на занятиях?Как эти занятия вам помогают?Что вам понравилось на занятиях?Какое настроение у вас?Нарисуй его. 37 Разминка Раскрась такой элемент в каждой фигуре.38 Основная часть 1Задание 1Кто из рыбаков оказался удачливее?39 Задание 2Соедини картинку.40 Задание 3Рассмотри картинку. Что нарисовано перед домиком , что за домиком, что справа от него. Раскрась рисунок.41 ФизкультминуткаНос, пол, потолок.Будем прыгать, как лягушкаБудем прыгать, как лягушка,Чемпионка-попрыгушка.За прыжком — другой прыжок,Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)                                                                   Ванька-встанька, (Прыжки на месте)Приседай-ка. (Приседания.)Непослушный ты какой!Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)42 Основная часть 2 Задание 4 Найди два одинаковых дома.43 Задание 5Какие времена года тут изображены, назови их. Какие месяца каждого времени года ты знаешь?44 Задание 6Найди закономерность и закончи бусы.45 Итог занятия Вы хорошо занимались ребята.Вам понравилось занятие? (обведите ваше настроение сейчас)Какое задание понравилось больше всего? (Ответ детей)Какое задание вызвало трудности для вас?( что трудно задается на дом.)46 Цель:Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;Развитие зрительного внимания;Развитие графически моторных навыков;Уточнение и развитие пространственных отношений;Развитие мыслительных операций;Расширение активного словаря;Развитие графической координации рук;Развитие общей моторики;Закрепление знаний о временах года;Расширение объема представлений;Совершенствование мелкой моторики.Оборудование:Картинки с заданиями; текст; физкультминутки; разрезные картинки.47 Психологический настрой Здравствуйте ребята!Скажите на какие занятия вы пришли?Чем мы здесь занимаемся? Для чего?Помогают ли вам эти занятия? А как?А какое у вас сейчас настроение?Нарисуй его красками. Какие цвета вы для этого возьмете? Почему?48 Разминка Обведи фигурки.49 Основная часть 1Задание 1Чего не хватает на рисунке.50 Задание 2Внимательно рассмотри рисунок, найди все изображенные на нем игрушки.51 Задание 3Раскрась машинку, которая в коробке красным цветом; около коробки – зеленым; за коробкой – синим ; перед коробкой – желтой.52 ФизкультминуткаЗапретное движение.В понедельникВ понедельник я купался, (Изображаем плавание.)А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)В среду долго умывался, (Умываемся.)А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)53 Основная часть 2Задание 4 Раскрась картинку в соответствии со значками.54 Задание 5Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая - превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая,что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».55 Задание 6Собери чашку.56 Итог занятия Всем похвала и призы.57 Список литературы С. Д. Забрамная, О.В. Боровик Методические рекомендации к пособию « Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей» автор С. Д. Забрамная, О.В. Боровик Пособие для психолого – медико – педагогических комиссий. Допущено министерством образования и Российской Федерации. Москва Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС 2008.Шевченко С.Г. Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. В 2 тетради – Смоленск: Изд-во « Ассоциация XXI век» 2000 – 64 с. Е. Панцевич « Занимаемся с развивайкиным» серия: школа будущих первоклассников.Натанова Н.Н. Домашняя академия « Мышление Логика» Серия : Мы растем; Изд-во Ронок 2009 г.« 30 занятий для развития ребенка. Моя первая пропись» Изд-во Юнипресс 2010г.58