Презентация Обеспечение общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями
Обеспечение общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями Выполнила:методист МБОУДО «ЦДЮТ»Усманова Нияра Энверовна
Понятие учебного издания Согласно ГОСТ 7.60-2003* учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и уровня обучения. * ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст).
К учебным материалам в образовательной организации относятся: 1) учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
2) учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания; 3) учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или методике воспитания;
4) учебное наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию; 5) рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета;
6) самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя; 7) хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;
8) практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного; 9) задачник – практикум, содержащий учебные задачи;
10) учебный комплект – набор учебных материалов в образовательной организации, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
Сравнительная характеристика учебника и учебного пособия{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}УЧЕБНИКУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕОбщие признакиисточник информации, вид учебного издания, средство обученияСпецифические признакипредназначен для получения основных, фундаментальных знаний по учебному предметупредназначен для дополнения, конкретизации учебного материала или для более глубокого изучения учебного предмета/дисциплинысодержит систематизированную учебную информацию по дисциплине (предмету), соответствующую определенному ФГОСсодержит информацию, дополняющую или частично заменяющую информацию, представленную в учебникеофициально рекомендован МОН РФ в качестве данного вида изданияофициально рекомендован учебно – методическим либо методическим советом образовательной организации в качестве данного вида изданияпо содержанию должен удовлетворять требованиям ФГОС и полностью раскрывать программу по конкретной дисциплине, предметучастично охватывает учебную программуОтличительные признакивходит в состав учебной литературы, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений наукиможет включать не только апробированные , общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме
Правовая основа обеспечения школы учебными пособиями и учебниками От того, как осуществляется в ОО изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) – в рамках ФГОС или за его пределами, зависит и порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками. Перечень учебных материалов в образовательной организации обязательно включается в содержательный раздел основной общеобразовательной программы с учетом преемственности по годам ее освоения.
В случае если в ОО по объективным причинам происходит смена учебных изданий то в основную общеобразовательную программу вносятся изменения и (или) дополнения, которые утверждаются приказом. Порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками регламентирован на федеральном уровне.
Характеристика нормативных документов, регламентирующих обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Наименование нормативного правового документаКраткая характеристика содержанияФедеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пп. 3, 10 ч. 1 ст. 8, ст. 18, п. 9 ч. 1 ст. 28, ст. 35, п. 4 ч. 3 ст. 47, ч. 11 ст. 79)Определены полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, органов местного самоуправления, права и обязанности ОО и педагогов, касающиеся обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (п. 5.2.9)Определены полномочия Минобрнауки России, касающиеся обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями.Согласно разделу II Минобрнауки России самостоятельно принимает порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в т. ч. критерии и порядок проведения экспертизы учебников, форму экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечню.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Постановление Правительства РФ от 02.07.1994 № 767 «О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений» (п. 6)Дана рекомендация органам исполнительной власти субъектов РФ предусматривать в бюджетах отдельной строкой финансирование издания и доставки учебной литературы по заказам органов управления образованием с учетом осуществления предварительной оплаты издательствам, выпускающим учебную литературу, в размере не менее 70% ее стоимости.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Распоряжение Правительства РФ от 21.07.1997 № 1022-р «Об обеспечении контроля за изданием учебной литературы по заказам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»Дана рекомендация органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»Определены:структура федерального перечня учебников;основания и процедура включения учебников в федеральный перечень учебников;критерии и порядок проведения экспертизы учебников;форма экспертного заключения;
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Письма Минобрнауки России от 28.02.2012 № МД-172/03 «О федеральных перечнях учебников» и от 08.12.2011 № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»Определены сроки действия учебников. Разъясняется, что образовательные учреждения формируют список учебников, которые они используют в образовательном процессе, в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом и с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ. На основании ГОСТ 7.60-2003 учебник может быть в печатной или электронной форме.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Письмо Минобрнауки России от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»Разъясняется порядок формирования образовательными учреждениями списка учебников, которые они используют в образовательном процессе: учреждения должны руководствоваться федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; кроме того, они могут внести в свой список учебные пособия, которые также официально допущены к использованию в образовательных учреждениях.
Основным из нормативно – правовых документов федерального уровня, регулирующих вопросы обеспечения школы учебными пособиями и учебниками является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»Краткая характеристика положенийПп. 3, 10 ч. 1 ст. 8К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образованияотносятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA} организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов РФ учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Ч. 4, 6 ст. 18Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}П. 9 ч. 1 ст. 28К компетенции образовательной организации относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Ст. 35Обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания осуществляется:в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, а также в рамках платных образовательных услуг – в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}П. 4 ч. 3 ст. 47Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Ч. 11 ст. 79Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетних ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ.
Деятельность образовательной организации по обеспечению обучающихся учебниками и пособиями Вопросы обеспечения школы учебными пособиями должны быть урегулированы на уровне ОО. Согласно норме (п. 2 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 05.09.2013 № 1047), федеральный перечень учебных материалов в ОУ, классифицируемых как учебники, состоит из трех частей: учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы; учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка в школе из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке.
Выбрать учебники из представленного перечня и проследить за тем, чтобы все обучающиеся были обеспечены необходимыми учебными материалами в образовательной организации, должен непосредственно ее руководитель. Примерный план по обеспечению учебниками: 1) отразить в плане работы ОО на учебный год, 2) составить циклограмму деятельности ОО по вопросам обеспечения школы учебными пособиями и учебниками,3) составить перспективный план по обеспечению обучающихся учебниками и учебными пособиями с учетом введения ФГОС с обязательной разбивкой по годам и источникам финансирования.
Этапы работы по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками(п.3 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 05.09.2013 № 1047): 1) анализ действующих нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями; 2) внесение изменений (при необходимости) в локальные нормативные акты ОО, регламентирующие обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями; 3) организация и проведение диагностики по определению перечня учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), которые будут изучаться обучающимися в следующем учебном году;
4) организация работы педагогического коллектива с федеральным перечнем учебников и иными источниками с целью ознакомления и выбора учебников и учебных пособий, необходимых для реализации: - основной образовательной программы;- дополнительных общеразвивающих программ; - платных образовательных услуг (при их наличии);5) составление списка учебников и учебных пособий, необходимых ОО в следующем учебном году и его согласование с коллегиальным органом (коллегиальными органами) управления ОО (педагогическим советом, управляющим советом и т. д.);
6) анализ учебных материалов образовательной организации, находящихся в ее библиотеке(при отсутствии учебников и (или) учебных пособий в библиотечном фонде ОО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), осваивающимися за пределами ФГОС, должна быть организована работа по их приобретению на различных условиях, в т. ч. за счет внебюджетных средств, благотворительных пожертвований, средств родителей (законных представителей) и т. д.);7) составление заказа учебников и учебных пособий на следующий учебный год; 8) приобретение учебников и учебных пособий на следующий учебный год, передача их в фонд библиотеки и постановка на баланс ОО согласно требованиям бухгалтерского учета.
9) информирование родителей (законных представителей) обучающихся об учебниках, необходимых в образовательной деятельности в следующем учебном году и порядке их предоставления. Если ОО оказывает платные образовательные услуги, то в договоре об оказании платных образовательных услуг (по каждой услуге отдельно) необходимо указать порядок обеспечения школы учебными пособиями, учебниками, средствами обучения и воспитания.
При наличии учебников и учебных пособий в библиотечном фонде ОО они предоставляются обучающимся бесплатно на срок освоения программы. При отсутствии учебных материалов в образовательной организации, они могут быть: а) приобретены родителями (законными представителями) за счет собственных средств самостоятельно либо в рамках оплаты образовательной услуги; б) приобретены ОО за счет внебюджетных средств.
Все действия администрации, связанные с обеспечения школы учебными пособиями и учебниками, должны быть нормативно закреплены, иными словами, в ОО должна быть сформирована соответствующая нормативная база. Обязательным нормативным документом в ОО является порядок обеспечения школы учебными пособиями и учебниками (обсуждается и принимается на заседании коллегиальных органов управления ОО и утверждается самостоятельным приказом или в составе приказа по утверждению ряда проектов документов, разработанных в рамках совершенствования локальной нормативной базы ОО).
Иные локальные нормативные акты, по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками: приказ о распределении функциональных обязанностей по обеспечению школы учебными пособиями и учебниками; приказ об определении перечня учебных материалов в образовательной организации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимися в рамках реализации ФГОС в ОО; приказ об определении перечня учебных материалов в образовательной организации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимися за пределами ФГОС и (или) в рамках платных образовательных услуг в ОО;
приказ об утверждении перечня учебников и учебных пособий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) на учебный год; порядок пользования обучающимися учебными материалами образовательной организации; положение о библиотечном фонде ОО; правила пользования библиотечными ресурсами в ОО и др.Разрабатывая и принимая данные акты, нужно помнить о норме, закрепленной в ч. 3 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).