Подготовка к сжатому изложению по отрывку из статьи Д.С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен»
Урок развития речи.Подготовка к сжатому изложению по отрывку из статьи Д.С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1928-1999г.)Российский ученый-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.
3Способы сжатия текстаИсключение несущественной, второстепенной информации (исключение повторов в тексте, фрагментов предложений, несущих второстепенную информацию,исключение одного или нескольких синонимов).Упрощение (замена): замена синтаксических конструкций;слияние нескольких предложений в одно (замена однородных членов обобщающим наименованием, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена ССП простым и др.)Обобщение: свёртывание исходной информации (соединение в однонескольких предложений).
Сжатое изложение. Алгоритм работы 1.Прослушать (прочитать) текст, определить тему текста (о чем текст);2.Сформулировать основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);3.Разбить текст на части, составить план текста;4.Определить микротему каждой части;5.Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;6.Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;7.Обдумать средства связи между частями;8.Записать сокращенный (сжатый) текст.4
Работа с текстомО чём этот текст?Какие проблемы поднимаются в этом тексте?Как название текста влияют на его тему?Какова идея текста?Можно ли образованного человека считать интеллигентным?Перечислите, какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать интеллигентный человек.Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»?К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок?Какие признаки публицистического стиля вы в нем нашли?За счёт чего автор воздействует на эмоциональную сторону читателя?Какие выразительные средства помогают образно представить текст?5
Практическая работа по компрессии текста{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Ключевые словаМикротема 1.Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.Интеллигентность – необходимая составляющая жизни человека.Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».Нравственное здоровье – это условие долгой физической и умственной жизни человека.6
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3.Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать- тренировать душевные силы, как тренируют и физические.Интеллигентность – каждодневная составляющая жизни человека, которую надо развивать.5. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).Интеллигентность – долг человека перед собой и окружающими.7
Домашнее задание:- прочитать полностью статью Д.С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен»,- подготовиться к написанию сжатого изложения.8