Подготовка к сочинению-рассуждению по отрывку из письма Д.С.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен»


Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по отрывку из письма Д.С.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» Важнейшим условием выполнения задания С 2.2 ЕГЭ является: понимание содержания исходного текстаадекватное восприятие его темы и проблем, поднимаемых авторомнахождение аргументовсвоя точка зрения на рассматриваемую проблему Текст – это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств. По-другому текст – это связная речь. Тема- это то, о чем говорится в тексте Проблема – вопрос, над которым задумывается автор Проблема может быть нравственной, злободневной, сложной, важной, серьезной, глубокой, основной, назревшей, актуальной, острой, философской, политической, идеологической, социальной, национальной, международной и др. Интеллигентный 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой (интеллигентный человек, интеллигентное поведение). (по словарю Ожегова)2. (от лат. Intelligens - знающий, понимающий, разумный) – человек с высоким уровнем развития интеллекта, образованный, с высокой культурой поведения. (по словарю иностр.слов)3. Культурный, цивилизованный, просвещенный. (по словарю синонимов) ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТ ЕЛ ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТ? Д.С.Лихачев, человек, которогоназывают своеобразным символом русской интеллигенции 20 века. Контекстуальные синонимы Автор - автор статьи (текста), известный публицист, Д.С.Лихачев, Дмитрий Сергеевич, известный ученый, писатель, академик, символ русской интеллигенции 20 века … (1) Человек должен быть интеллигентен.(2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9)И вот почему.(10) Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11)А между тем можно иметь всё это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.(12)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14)Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой штуковины, сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек... (15)Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей. (По Д. С. Лихачёву) 223 слова Последовательность работы над сочинением-рассуждением 1. Вдумчивое чтение.2. Определение ТЕМЫ (находим ответ на вопрос: «О чем говорится в тексте?»- тема: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ3. Выявление проблемы, поднимаемой автором.- проблема: КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗЫВАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ? Последовательность работы над сочинением-рассуждением1. Вдумчивое чтение.2. Определение ТЕМЫ - тема: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ3. Выявление проблемы, поднимаемой автором.- проблема: КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ? нравственной, национальной, международной, сложной, важной, серьезной, глубокой, основной, назревшей, актуальной, острой, философской, политической, социальной Последовательность работы над сочинением-рассуждением1. Вдумчивое чтение.2. Определение ТЕМЫ - тема: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ3. Выявление проблемы, поднимаемой автором.- проблема: КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ? нравственной, сложной, важной, глубокой, основной, актуальной, острой, философской, социальной 4. Нахождение аргументов в тексте.- № 10, 145. Речевое оформление сочинения Схема сочинения-рассуждения тезис доказательства (аргументы) вывод 1. Можно начать с вопроса: Что же такое…? 2. Можно начать цитатой-утверждением из текста3. Сочинение можно начать с «именительной темы», т.е. с того, о чем говорится4. В тексте (статье) рассматривается… проблема…5. … в своем тексте поднимает … проблему- проблему…6. Предложенный текст (статья) посвящен … проблеме (рассмотрению вопроса…), написан на актуальную (или … см. в словаре) тему…7. Когда читаешь текст …, понимаешь насколько актуальна до сих пор проблема … Вступление (тезис)Формулировка проблемы, поставленной автором. 1.Как и автор, я считаю, что (цитата)2. Он хочет донести до сознания людей мысль о том, что …3.Аргументы автора мне кажутся убедительными…4.Как считает (говорит, думает, утверждает) …5.Возможно не все верно (безупречно, правильно…)…, но…6.К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами…7. Позволю себе не согласиться с автором.8.Нельзя не согласиться с автором в том, что…9.Чтобы доказать правильность слов …, я … Основная часть (аргументы, т.е. доказательства) Выражение собственного мнения по сформулированной проблеме и подкрепление примерами из текста. Не допускается пересказ текста. Вы должны помнить, что пишете сочинение, а не изложение.Вспомни, как оформляются на письме цитаты (см. в сборнике Малюшкина на стр.188) 1. Итак,…2. Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркнем, что…3. В заключение хочется отметить, что…4. И, в конце концов, следует заметить, что…5….Эти вопросы вечны, как вечна жизнь.6. Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что…7. Подводя итог сказанному,…8. В заключение хотелось бы отметить…9. Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьезно задумался о том, что…10. Однако, на мой взгляд, человеку начитанному (образованному, чуткому) никто не навяжет…11. Я полностью согласна с …: (цитата) Заключение (вывод) Тезис Аргументы Вывод Напишите сочинение-рассуждение «Какого человека можно назвать истинно интеллигентным?» в 50-60 слов. Цитируя слова Лихачева, обращайтесь за справками к сборнику правил под ред. Малюшкина на стр.188 Домашнее задание