Музыкальная драматургия. Развитие музыки.
Музыкальная драматургия развитие музыкиВыполнила: учитель музыки МОУ СОШ №2 г Можайска. Емельяненко О.В. Музыкально- сценические, театральные произведения (опера, балет, оратория, мюзикл, оперетта…) Инструментально- симфоническая музыка Способы развития: 1.Повторение или повтор ( народные песни, хороводы, куплет)2.Варьирование (изменённое повторение) песенно- танцевальный жанр, симфоническая, оперная, камерная музыка 3.Разработка : секвенция и имитацияСеквенция (от лат. sequential-следование) –перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте.Имитация ( от лат. Immitatio- подражание) –повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» Э.Григ «Утро» М.П.МусоргскийРассвет на Москве- реке П.И.ЧайковскийСимфония №4 (финал) Г.Свиридов «Романс» Дж.Гершвин Рапсодия в стиле блюз Два направления музыкальной культуры Светская музыка в своих истоках опиралась на народно- песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка была связана с богослужением. Духовная музыка Первые профессиональные музыканты вплоть до 18 века служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей.Церковная музыка обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа – основа развития духовной музыки. Восточная православная церковь литургия всенощная венчание молебен В основе- знаменный распев. Западная католическая церковь Месса Реквием Страсти Кантаты В их основе- хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра И.-С.Бах Высокая мессаВ.-А.Моцарт РеквиемМ. Березовский Духовный концерт Не отвержи мене во время старостиС.Рахманинов Всенощное бдениеФ.Шуберт Ave Maria И.С.Бах (1685- 1750) Максим Березовский В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность действа, построенного на контрастах различных образов.И. С. Бах- хор, орган.М. Березовский- хор a capellaПолифония Духовная--- СветскаяХорал--- Знаменный распевВокальная--- инструментальнаяИсполнительские составыОсобенности оркестровки и хорового пенияПолифония--- гомофония Светская музыка 18 век- активизируется светская концертная жизнь, формируются классические виды инструментального ансамбля- соната, трио, квартет… Камерная музыка Камерная музыка (от лат. Camera- комната), с 16 века называют вокальную и инструментальную светскую музыку. Камерная музыка написана для небольшого состава исполнителей, звучала в домашней обстановке, при дворах знатных вельмож, позже- в больших концертных залах. Композиторы- романтики Песни Ф. ШубертаФорт. Песни без слов Ф. МендельсонаКаприсы Н. ПаганиниНоктюрны, вальсы, прелюдии Ф.ШопенаРомансы М. ГлинкиПьесы П. И. Чайковского Ф.Шуберт Ф.Шопен М.Глинка П.Чайковский Этюд От франц. Etude- изучение, упражнениеПьеса, предназначенная для совершенствования техники игрыНабросок, эскиз Фредерик Шопен1810- 1849 Польский композиторСветские салоныРомантическая мечта о чувствах, возвышающих человека, созерцание природы революционный пафос Ференц Лист1811- 1886 Венгерский композиторКонцертный залСтремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестраПрограммность Этюд № 12«Революционный» Ф.Шопен Этюд «Метель» Ф.Лист Транскрипция Переработка, переложение музыкальных произведенийКонцертно- виртуозные жанры, имеющие самостоятельное художественное значение М.Глинка- М.Балакирев«Жаворонок» Каприс №24 Н.Паганини- Ф.Лист «Когда играет Лист, -говорил немецкий писатель Г.Гейне, -не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка» Ферруччо Бузони1866- 1924 Итальянский пианист и педагог Чакона Инструментальная пьеса торжественного характера в виде полифонических вариаций на повторяющуюся в басу тему. Медленный и плавный старинный испанский танец