Презентация для педагогов и родителей Рекомендации педагога — психолога
Рекомендации педагога-психологаПедагогамРодителям
Основная задача учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.1. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения.3. Самый мощный стимулятор в обучении «МОЛОДЕЦ. ПРАВИЛЬНО!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. 4.Одну большую задачу необходимо разбивать на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.6. Оценка достижений ребенка поможет продолжить обучение, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.7. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. 9.Неудачи снижают мотивацию.10. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).11.Стараться на уроке обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием познавательных способностей таких как: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение.
Педагогу необходимо: Стараться интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе, сделать интересной свою дисциплину. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
Обратить внимание на:Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.). Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
Что поможет ребенку учиться успешнее?- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка. - Ориентация на успех. - Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. - Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях. - Формирование общих учебных умений и навыков.- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Для родителейПартнерские отношения. Мы – партнеры по отношению к детям. Родители – наиболее крупные специалисты по своим родным детям, а психолог – специалист по законам детского развития, он имеет представление о возрастных нормативах и опыт помощи в преодолении различных препятствий в ходе развития детей. Установки психолога при работе с родителями: родители являются наиболее важными фигурами в жизни детей, и все родители хотят для своих детей добра.Жизнь каждой отдельной семьи уникальна.Установки психолога при работе с родителями: родители являются наиболее важными фигурами в жизни детей, и все родители хотят для своих детей добра.Жизнь каждой отдельной семьи уникальна.
РодительствоЭто часть жизненного пути взрослых. Родитель - это очень важная роль в жизни. Иногда по каким-то причинам ценность этой роли ставится под сомнение. Иногда состояние родителя кажется быстро преходящим, чем-то почти случайным, а когда к этому положению родители наконец адаптируются - трудно из этой роли "выйти", хотя дети уже вырастают. Почти всегда за плечами родителей в неявной форме присутствует какой-то собственный тяжелый жизненный опыт, который до настоящего времени остается болезненным переживанием, не отошел в прошлое. При всех перипетиях жизни эмоциональная жизнь человека вновь и вновь возвращает его к родительской семье, к тем отношениям, которые сложились еще в раннем детстве, тем коллизиям, которые произошли в семейной жизни и оставили более глубокий след, чем все последующие бурные события жизни "реальной". Таким образом, родители могут стать действительно помощниками для своих детей на протяжении их жизни – при условии, что это будет помощь в увеличении автономности, независимости, инициативности и ответственности.
Можно поручить ребенку соответственно его возрасту:6-8 лет. Полить цветы; почистить овощи безопасной овощечисткой; вытрясти коврики; приготовить простую еду (бутерброды, фруктовый салат); повесить свою одежду на плечики в шкафу; сгрести листья и траву граблями; делать вместе с мамой покупки и нести их домой; вывести на прогулку собаку.9-10 лет. Поменять постельное белье; управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства и отбеливатель; совершать покупки по списку самостоятельно (в ближайшем магазине); гладить некоторые несложные вещи; готовить еду для семьи хотя бы по выходным; обслуживать гостей; планировать свой собственный день рождения и другие детские праздники; зашивать свою одежду и пришивать к ней оторвавшиеся пуговицы; мыть семейный автомобиль.
10-11 лет. Оставаться дома с младшими детьми; выполнять некоторые поручения, связанные с поездками на городском транспорте по знакомому маршруту; упаковывать свой чемодан; полностью сервировать стол, раскладывать блюда по тарелкам, а потом убирать со стола и мыть посуду; нести ответственность за свои увлечения.11-12 лет. Укладывать спать младших детей и читать им; помогать делать ремонт в квартире; чистить противни и плиту; следить за необходимым количеством продуктов в холодильнике; гладить свои вещи; стирать свое белье.Если маленький ребенок потеряет интерес к работе, не закончив ее, лучше похвалить его за то, что он сделал, чем принуждать к продолжению. От более старших детей можно ждать большей последовательности, но и здесь нужно суметь во-первых, отметить его вклад, а уже во-вторых – качество сделанного.
То есть к 10-12 годам ребенок способен делать практически все, и здесь необходимо выделить его "территорию" (если это не было сделано раньше) – то, за что он отвечает –в реальности от ребенка не требуется делать все, но какую-то часть общей работы. Если ребенок за что-то вполне по силам и еще хорошо бы по собственному выбору несет ответственность, то это может иметь массу полезных результатов: признание его взросления, полезность его для других, это дает Вам возможность похвалить его за сделанную работу, если же работа не выполнена, то Вам не приходится его ругать и заставлять – и так очевидно, что сделать это нужно. Сложность состоит в том, чтобы подобрать нагрузку – не тяжелую и не слишком легкую, достаточно сложную, чтобы была возможность вариаций, и бесспорно нужную.
Подростки и их проблемыДля подросткового возраста характерно причудливое сочетание черт детскости и взрослости. После относительного "затишья" вновь наступает пора бурных изменений, которые связаны с физическим созреванием, интеллектуальным и личностным становлением. Понимание между взрослыми и подростками легко нарушается. Одна из трудностей состоит в том, что созревание в разных сферах происходит неравномерно. Особенно часто в практике консультирования встречаются случаи сочетания высокой интеллектуальной зрелости с личностной незрелостью, инфантильностью. Неравномерное созревание создает проблему подбора адекватной нагрузки – трудно определить, что может делать подросток не время от времени, а систематически, и не оказаться "перегруженным". Нет никаких объективных критериев, которые могли бы помочь определить, сколько сил, времени, энергии нужно для физического роста, не говоря уже о росте психологическом. Некоторому расчету поддаются разве что затраты на усвоение знаний, и нередко информированность ребенка в разных сферах знания заслоняет все другие стороны развития. Можно утверждать, что существует необходимость внутренней работы, подростку необходимо время и место для осмысления себя, своего места в мире – без определенной внутренней работы взрослость не достигается, но никакие специалисты не скажут точно, в какое время и как происходит эта внутренняя деятельность – это всегда очень индивидуально. Известно, что одним из путей внутреннего развития служит общение со сверстниками.
Однако на практике родителям очень трудно признать, что приятели сына или дочери могут быть для него важнее, чем они сами. Нередко все внесемейные влияния воспринимаются как угрожающие развитию, если не здоровью ребенка. Родители буквально приходят в ужас от увлечений детей – от музыки, танцев, от их сленга, от "висения" на телефоне, в перспективе в тревоге они видят только наркотики и проституцию или другие несчастья и пытаются оградить детей от возможных несчастий тем, что на все налагают запреты. Другие родители еще очень ярко помнят тяжесть запретов своих родителей – и позволяют детям все. По-видимому, каждая семья вынуждена искать свой, приемлемый для ее членов, уровень доверия к ребенку, его здравомыслию и способности отвечать за себя, и степень контроля за тем, что делает ребенок. Что можно посоветовать родителям подростков – в любом случае не терять контакт с ребенком. Детям нужна самостоятельность, но и без поддержки и опыта взрослых им не обойтись.
В любой семье подросток составляет определенную проблему, и что может это сгладить – Ваше уважительное отношение к ребенку, (не помешает очень вежливое обращение - подростки очень чувствительны) – при четком понимании, что этот почти неузнаваемо изменившийся человек – Ваш ребенок, и ему необходимы его родители. Искать, находить, терять и вновь искать приемлемый способ общения с ребенком – постоянная забота родителей. Можно ожидать, что ребенок будет Вас понимать без усилий с Вашей стороны – но можно не дождаться… Родителей задевает, обижает стремление подростков к отделению, самостоятельности, независимости, тем более что часто это выступает в нелепой, утрированной форме. Родителей можно понять, но закон развития, который не отменить, таков: чтобы стать взрослым, подросток должен отделиться от родителей, и сначала психологически, а затем территориально и материально.
В подростковом возрасте ребенок сам, вне зависимости от внешних обстоятельств, осваивает новые сферы жизни, принимает решения, к которым он так долго готовился, будучи ребенком. Вашему ребенку приходится решать такие непростые задачи, как: устанавливать дружеские отношения с окружающими людьми, выстраивать свой круг общения; планировать близкое и отдаленное будущее; продуктивно работать и эффективно использовать свои ресурсы, в том числе в процессе учения; осваивать роль взрослого - выполнять требования, обязанности, брать на себя ответственность; самостоятельно осмысливать ценности, предлагаемые семьей, школой, сверстниками, обществом в целом.
В это время, пожалуй, как никогда, родителям трудно соблюдать баланс в отношениях – быть занятыми своей жизнью, увлечениями – и быть доступными для ребенка, чтобы вовремя оказать помощь, то есть поддерживать в нем независимость, автономность. Многим родителям это больно, они боятся, что ребенок отдаляется навсегда. Иногда родители хотели бы получить благодарность детей и их уважение, в то время как дети заняты присущими возрасту попытками "сместить родителей с пьедестала". Тот факт, что дети могут стать настоящими друзьями, только когда они станут взрослыми, не всегда поддерживает терпение родителей и служит им утешением.
Воспитание ребенка – трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи.