Преминение ИКТ-технологий на уроках химии для успешного усвоения материала
Использование ИКТ на уроках при закреплении знаний Учитель химииМБОУ «СОШ №10» ЕМР РТМартынова Ирина Николаевна Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости. Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки. Использование ИКТ на уроках химии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть химические объекты в видеороликах, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Примеры использования ИКТ при закреплении материала На базовом и повышенном уровнях проверяются умения определять продукты электролиза на катоде, на аноде, уравнение катодного процесса, уравнение анодного процесса, способ электролитического получения металлов, например: При электролизе раствора AgNO3 на катоде выделяется:СереброВодородСеребро и водородКислород и водород Какой процесс происходит на инертном аноде при электролизе раствора бромида натрия?Окисление водыОкисление ионов брома Окисление медиВосстановление меди Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде при электролизе ее водного раствора. ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТ НА АНОДЕ А) Rb2SO4 1) метан Б) CH3COOK 2) сернистый газ В) BaBr2 3) кислород Г) CuSО4 4) водород 5) бром 6) этан и углекислый газ А Б В Г Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения. МЕТАЛЛ ЭЛЕКТРОЛИЗ А) хром 1) водного раствора солей Б) алюминий 2) водного раствора гидроксида В) литий 3) расплава соли Г) барий 4) расплавленного оксида 5) раствора оксида в расплавленном криолите 6) расплавленного нитрата А Б В Г По заданиям высокого уровня сложности проверяются умения составлять электродные реакции и общие уравнения электролиза, например: С1. Напишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, и общее уравнение электролиза водного раствора гидроксида калия на инертных электродах. С1. Напишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, и общее уравнение электролиза водного раствора сульфата меди (II) на инертных электродах. С1. Напишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, и общее уравнение электролиза водного раствора нитрата калия на инертных электродах. ОВР в заданиях билетов ЕГЭ Степень окисления химических элементов (код 2.3), окислительно-восстановительные реакции (код 3.7) – элементы содержания образования. Они проверяются в КИМах ЕГЭ на базовом уровне сложности (в части А) на повышенном уровне сложности (в части В) на высоком уровнe сложности (в части С) На базовом и повышенном уровнях проверяются умения определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений, наличие окислительно-восстановительных реакций, окислительные и восстановительные свойства веществ, коэффициенты перед символами окислителей и восстановителей и др., например: Степень окисления, равную +3, железо имеет в соединении: 1) Fe(NO3)2 2) FeCl2 3) Fe2(SO4)3 4) K2FeO4 Высшую степень окисления марганец проявляет в соединении: 1) KMnO4 2) MnO2 3) K2MnO4 4) MnSO4 В реакции оксида марганца (II) с углеродом окислителем является: 1) Co 2) O2 3) Mn+2 4) Mno Установите соответствие между химической формулой соединения и степенью окисления фосфора в нем. ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ФОСФОРА А) Н3РО3 1) +1 Б) Н3РО4 2) +3 В) Н3РО2 3) +5 Г) Н4Р2О7 4) –1 5) – 3 А Б В Г Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя в ней. СХЕМА РЕАКЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ А) Cu + HNO3(конц.) Cu(NO3)2 + NO2 + H2O 1) Cu+2 CuoБ) NH4NO2 N2 + H2O 2) N+3 NВ) CuO + NH3 Cu + N2 + H2O 3) N+5 N+4Г) NaNO3 NaNO2 + O2 4) N3 No 5) Cuo Cu+2 6) N+5 N+3 А Б В Г Установите соответствие между схемой химической реакции и веществом - окислителем в каждой из них. СХЕМА РЕАКЦИИ ОКИСЛИТЕЛЬА) Cu + HNO3 Cu(NO3)2 + NO2 + H2O 1) NaNO3Б) NH4NO2 N2 + H2O 2) CuOВ) CuO + NH3 Cu + N2 + H2O 3) CuГ) NaNO3 NaNO2 + O2 4) HNO3 5) NH4NO2 6) NH3 А Б В Г По заданиям высокого уровня сложности проверяются умения составлять уравнения ОВР(С1,С2), производить расчёты по этим уравнениям(С4), например: С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение следующей реакции: MnO2 + KI + …… MnSO4 + …. + K2SO4 + H2O Определите окислитель и восстановитель. С2. Даны водные растворы: хлорида железа(III). Йодида натрия, бихромата натрия, серной кислоты и гидроксида цезия. Приведите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами. С4. Сероводород, выделившийся при взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с 1,44 г магния, пропустили через 160 г 1,5 %-ного раствора брома. Определите массу выпавшего при этом осадка и массовую долю кислоты в образовавшемся растворе. Влияние частоты использования ТСО на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета, необходимости их использования в познавательной деятельности учащихся. Для физико-математических предметов экспериментально была определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении учащихся 15-18 лет). Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО должно длиться на уроке подряд не более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и духового восприятия (их острота, пороги чувствительности), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее неприятие информации. Правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Персональный компьютер – новое ТСО Это и средство преподавания, и средство учения Знает каждый до полной ясности,Что опасно в лаборатории:Чуть ошибся, и в крематории.Ну, а здесь ты как в санатории,Это техника – без опасности!