Презентация для педсовета на тему Сочетание семейного и общественного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности


Педагогический совет:«Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности» Горячева Лариса Геннадьевназаместитель директора по воспитательной работеМБОУ Школа № 63 г. Нижний Новгород Цель:Способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является успешная личность Задачи: 1. Проанализировать состояние связей школы с семьей на данном этапе;2. Выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы, семьи; 3. Определить возможности и условия дальнейшего взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.   «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей» В.А.Сухомлинский Примеры моделей родительского общения: Родители заняты сами собой, хотя внешне любят ребёнка.Родители заняты каждый собой: своя работа и свои интересы, формы проведения досуга.Поглощённость родителей не семейной деятельностью. Главные функции семьи: воспитательная; оздоровительная; духовно-нравственная; познавательно-образовательная; бытовая; трудовая; культурно-просветительная; досугово-творческая; стимулирующая самостоятельный опыт личности ребенка; охранно-защитная.   Главные задачи семейного воспитания: Гармоническое развитие ребёнка;Забота о здоровье детей;Помощь в учении;Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;Помощь в социализации;Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни Главные компоненты семейного воспитания: Климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения)Режим семейной жизниСодержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей) Главные функции взаимодействия школы и семьи: ИнформационнаяВоспитательно-развивающаяФормирующаяОхранно-оздоровительнаяКонтролирующаяБытовая Задачи взаимодействия: Формирование активной педагогической позиции родителейВооружение родителей педагогическими знаниями и умениямиАктивное участие родителей в воспитании детей Организация взаимодействия школы и семьи предполагает: Изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей и детей классаГруппировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей классаАнализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности А.С.Макаренко «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» Процессы, приводящие к обострению семейных проблем: Падение материального уровня большинства семейРост числа разводов, отрицательно влияющие на психику детейУвеличение числа семей неполных и имеющих одного ребёнкаОтсутствие взаимопонимания между родителями и детьми Взаимодействие педагогов и родителей: Пропаганда психолого-педагогических знаний Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Вовлечение родителей в управление школой Лекции, семинары, практикумыКонференцииТворческие группы, группы по интересамОткрытые мероприятия, классные часы КонсультацииРодит. СобранияОрганизация кружков, секций, клубовСовместные творческие делаРодит. Патруль Индивидуальное шефство над труднымисемьями и подросткамиСовет школыРодит. Комитет классаОбщешкольныйй родительский комитетСовет отцов Мониторинг социального паспорта школы (за 2 года) Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношения к себе, своему здоровью. Что вы ждёте от родителей своего класса? взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей 94%контроль за поведением и учебой детей 88%добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) 82%оказание помощи в выполнении домашнего задания47%помощь в организации внеклассных мероприятий70,5%активного участия в общешкольной жизни 53%посещение классных родительских собраний 65%решение финансовых вопросов 23,5% Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя? хорошего отношения к детям 88%справедливых оценок65%прочных знаний (профессионализмов)82%индивидуальной помощи в учебе 41%вооружать родителей знаниями в области педагогического и психологического процесса обучения 53%совместной работы по воспитанию детей 70,5%быть “второй мамой” со всеми прилагающимися обязанностями (чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей)29% А вы готовы оказать эту помощь? Да - 82%не могу- 0%На этот вопрос 1 педагог ответил - и да, и нет (50/50), 1 педагог – частично, 1 педагог – не всегда учитель в состоянии оказать такую помощь. Взаимопонимание сотрудничество Основные направления взаимодействия семьи и школы: Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик обучающихся. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Взаимодействие с родительским комитетом. Совместная деятельность родителей и учащихся.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей.Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья Ещё можно добавить такие формы: чтение книг совместно с ребёнкомВыполнение задания, рассчитанных на совместную работу ребёнка и родителейУчастие в выставках, соревнованиях, организуемых для учащихся и родителей; проведение Дня здоровьяПроведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работу с учащимися Основные формы работы с родителями Индивиду-альные Групповые Массовые Индивидуальные: беседы, посещение семьи, консультации, телефонный разговор ...Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа… Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии… Классное родительское собрание ОрганизационноеТематическоеитоговое Вопросы на родительских собраниях: психологические особенности детей физическое здоровье детей (режим дня) особенности подросткового возрастапрофилактика правонарушений учебной деятельности нравственным ценностям профилактике вредных привычек пропаганде здорового образа жизни профессиональному самоопределению учащихся психологическим особенностям учащихся Компоненты родительского собрания: Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.Психолого-педагогическое просвещение (по теме, которую выбрал педагог). Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и пр.).Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.Личные беседы с родителями. Посещаемость общешкольных родительских собраний (за 3 года) Формы взаимодействия семьи и школы, которые не используются: Лекция Конференция Практикум Открытые уроки День открытых уроков Педагогическая дискуссия (диспут) Ролевые игры Нетрадиционные формы взаимодействия: Родительские тренинги Психологические разминки Круглые столыУстные журналы Практикумы Родительские вечераРодительские чтения Родительские ринги Новые формы взаимодействия с семьей: Деловые игры Ток-шоу Театр-экспромт Аукцион Агитбригада Диагностика семей Классный руководитель при общении с семьями должен соблюдать определённые правила:к родителям каждого ребёнка проявлять уважение;изучение семей учащихся должно быть тактичным;общение с родителями учащегося должно быть ему не во вред, а во благо. Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье учащегося: общие сведения о родителяхжилищные условия семьи и её материальная обеспеченностьсемейные традицииавторитетность семьи в глазах ребёнкаположение ребёнка в семье. Методы психолого-педагогической диагностики НаблюдениеБеседаТестированиеАнкетированиеДеловые игрыИнтерактивные игры Материалы детского творчестватренинги Диагностические методики помогают изучить: - взаимоотношения родителей и учащихся- традиции и обычаи и нравственных ценностей семьи учащихся- уклад жизни и духовные ценности семьи учащихся- уровень самостоятельности учащегося- сформированность у детей мотивации на ЗОЖ- жизненные ценности учащихся- желания, интересы и направленности учащихся- стили отношений родителей и детей Выступления классных руководителей:Ватонина Елена Фёдоровна – классный руководитель 1г классаМилосердова Юлия Сергеевна – классный руководитель 6т класса Успех сотрудничества семьи и школы: Педагогический такт и этика взаимоотношенийПедагогическая подготовленность родителей и уровень их культурыПедагогическое просвещение родителейУмение педагогов видеть сложные взаимоотношения в семьеЕдинство требований школы и семьи к ребёнку Проект решения педагогического совета Отметить целенаправленную работу администрации и педагогов по расширению и углублению связей школы и семьи.2. Продолжить знакомство с существующими в сегодняшней педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы, через семинары, заседания МО классных руководителей, «круглые столы», консультации, конференции, открытые уроки и т.д. 3. Повысить активность и роль отцов в воспитании подрастающего поколения, организовать в школе Совет отцов.4. Совершенствовать методику подготовки и проведения школьных и классных родительских собраний, разнообразить формы, методы и приемы их организации для достижения наибольшей эффективности совместной работы школы и семьи и повышения активности и уровня заинтересованности участия родителей в учебно-воспитательном процессе. Спасибо за внимание!