Историко-музыкальный репертуар выступления кружка Мир вокального искусства на открытом городском семинаре Итоги внедрения ФГОС в начальной школе:проблемы и перспективы Март 2015 года.
«Мир вокального искусства»Историко-музыкальный репертуар выступления на открытом городском семинаре
Роберт Шуман(1810-1856)
БиографияРодился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773—1826).Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунцша; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста. Широко распространена версия о том, что данное повреждение случилось из-за использования тренажера для пальцев(палец привязывался к шнурку, который был подвешен к потолку, но мог «ходить» вверх и в низ по принципу лебедки), который Шуман якобы самостоятельно изготовил по типу популярных в то время тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers» Тициано Поли. Еще одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман, в стремлении достичь невероятной виртуозности, пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие безымянный палец со средним и мизинцем. Ни одна из этих версий не имеет подтверждений, и обе они были опровергнуты женой Шумана. Сам Шуман связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано. Но ученые-медики в 1978 году предположили, в свою очередь, что паралич мог возникнуть в результате хронической компрессии нерва в районе локтевого сустава. До настоящего времени причина недомогания Шумана остается неустановленной.Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий — «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Жозефиной Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.
ТворчествоВ своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х — 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835—1838, 1836), Фантазия (1836—1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841—1845). Роберт и Клара ШуманВ вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов — «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана — это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844—1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).В четырех симфониях композитора преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями»... Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.
Тихий вечерТихий вечер, синий вечер,Всё полно покоя.Всплыли месяцу навстречуЗвёзды над рекою.Из-за леса, из-за садаЛёгкий ветер веетЛьётся сладкая прохлада,Небо всё темнее.Вот закрыли крылья ночиНебо голубое.Птички спят, и нам дружочек,Спать пора с тобою.
Город мой любимый,Город мой родной:Тонкие рябины,Чайки над Окой,Купола святые,Колокольный звон,Ёлочки густые –Я в Дзержинск влюблён.Прохожу, любуясь,Вдоль твоих аллей.Пух, собой красуясь,Вьётся с тополей.Вот Огонь нетленный,Вечный свет над нимПамяти степенный –Помним и скорбим.Песня о ДзержинскеВот дворец культуры –Символ много лет,Пик архитектуры – Лучше в мире нет.Улочки, фонтаны,Парки и сады,Башенные краны –Всё так любим мы.Будет город краше!Будет расцветать!Поколенье нашеБудет помогать!Город наш любимый,Будем прославлять!С днём рожденья городБудем поздравлять!
Добрый день Встало солнце рано, рано:«Добрый день»!Пляшут волны океана:«Добрый день»!Поднимается пшеница,И звенят задорно птицы:Эй ребята, эй ребята,«Добрый день»! Улыбаются озёра:«Добрый день»!С высоты кивают горы:«Добрый день»!И в твоё окошко ветерПостучится на рассвете:Просыпайся, поднимайся,«Добрый день»!Над родною стороною:«Добрый день»!И с тобою и со мною:«Добрый день»!А страна у нас такая:Нету ей конца и края!Мы ей тоже дружно скажем:«Добрый день».
Священная войнаВставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой тёмною,С проклятою ордой!Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Катюша Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег на крутой.
Синий платочекПомню, как в памятный вечерПадал платочек твой с плеч,Ты провожалаИ обещалаСиний платочек сберечь.И пусть со мнойНет сегодняЛюбимой, родной,Знаю, с любовьюТы к изголовьюПрячешь платок голубой.
Тёмная ночьТемная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, Тускло звезды мерцают. В темную ночь Ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком Ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться сейчас губами! Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, черная степь Пролегла между нами. Темная ночьМузыка: Н. Богословский Слова: В. Агатов
Смуглянка Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад, Там смуглянка-молдаванка Собирает виноград. Я краснею, я бледнею, Захотелось вдруг сказать : «Станем над рекою Зорьки летние встречать» Раскудрявый клён зелёный, лист резной, Я влюблённый и смущённый пред тобой, Клен зелёный, да клён кудрявый, Да раскудрявый резной.
Казаки в БерлинеПо Берлинской мостовойКони шли на водопой.Шли, потряхивая гривой,Кони-дончаки.Распевает верховой -Эй, ребята, не впервойНам поить коней казацкихИз чужой реки.Казаки, казаки,Едут, едут по БерлинуНаши казаки.
День ПобедыДень Победы, как он был от нас далёк,Как в костре потухшем таял уголёк.Были вёрсты, обгорелые, в пыли, —Этот день мы приближали как могли.Этот День ПобедыПорохом пропах,Это праздникС сединою на висках.Это радостьСо слезами на глазах.День Победы! День Победы! День Победы!