Презентация по литературе на тему Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества в стихотворении Тучи
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме«Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»» Учитель русского языка и литературы: Ниязбагина Чулпан Валиевна, МАОУ «Гимназия №1», г. Салехард, ЯНАО. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»» М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.Это самый ранний портрет Михаила Родители поэта.Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)Мать - Мария Михайловна (1795-1817). Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с кавказской темой Воспоминание о Кавказе Вид Пятигорска Крестовая гора 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. Д.С.Мережковский Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. В 1937 году после смерти Пушкина именно он пишет гневное послание «Смерть поэта», за что был отправлен в ссылку. Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Степью лазурною Как вы понимаете смысл этих слов? В прямом или переносном значении употреблены слова? ЛАЗУРЬ – светло-синий цвет, синева. МЕТАФОРА - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Выпишите примеры метафор из текста. Анализ стихотворения Прочтите первую строфу. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Какую картину вы видите? Какое слово нарушает идиллическую картину? Изгнанники Анализ стихотворения Прочтите вторую строфу. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Какие предложения преобладают? К кому обращается с вопросами поэт? Риторический вопрос - приём, при котором на вопрос не требуется ответ, он очевиден. Употребляются для заострения темы, привлечения внимания.Выводы: Так к чему привлекает внимание поэт? Какую проблему хочет заострить? Друзей клевета ядовитая… Третья строфа Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Отрицание утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч. Антитеза – резкое противопоставление. Итоги урока Что нового вы узнали? Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели? Домашняя работа Выучить стихотворение наизусть. Знать определение изученных тропов. Используемая литература Н. В. Егорова. Литература 6 класс: поурочные разработкик учебникам-хрестоматиям В. П. Полухиной и Т. Ф.Курдюмовой.Герасименко А. А. Невольник чести : Жизнь, творения и бессмертие М. Ю. Лермонтова : к 190-летию со дня рождения поэта / А. А. Герасименко; Кавказ. горное о-во. - Москва. – Пятигорск : ТриЛ, 2004. – 238 с.:ил. Энциклопедия для детей. Том 9 Русская литература.Ч.1 От былин и летописей до классики 19 века.- ред. Коллегия: М.Аксёнова, Д. Волохин, Л.Поликовская.- М: Аванта, 2006.Афанасьев В. В. Тропа к Лермонтову : [документально-художественная книга-справочник жизни и творчества М. Ю. Лермонтова : для ст. возраста] / В. Афанасьев, П. Боголепов. – М. : Детская лит., 1982. - 286 с., 48 л. ил. : ил. Используемые интернет – ресурсы ru.wikipedia.org
http://haa.su/6qY/
http://haa.su/6qZ/
http://loveread.ws/biography-author.php?author=Mikhail-Lermontov