Презентация Литература 20-21 века. Биография и творчество Т. Кибирова
Тимур Юрьевич Кибиров.Биография и творчествоЛитература 20-21 веков
Тиму́р Ю́рьевич Киби́ров родился 15 февраля 1955 года в осетинской семье. Отец — офицер советской армии. Мать — учительница в средней школе. Окончил историко-филологический факультет МОПИ. Переводил стихи Ахсара Кодзати с осетинского языка. В течение недолгого времени был главным редактором журнала «Пушкин» (1998), затем работал в телекомпании НТВ, был обозревателем радиостанции «Культура» (2004—2006). С 1997 года член редсовета журнала «Литературное обозрение».Биографическая справка
Печатается как поэт с 1988 года: журналы и альманахи «Время и мы», «Атмода», «Третья модернизация», «Театральная жизнь», «Континент», «Юность», «Литературная Осетия», «Синтаксис»; «Театр», «Родник», «Дарьял», «Митин журнал», «Дружба народов», «Новый мир», «Странник», «Русская виза», «Кавказ», «22», «Соло», «Знамя», «Огонек», «Арион». Творчество
первый этап относится к эпохе Перестройки и включает в себя восемь книг стихов, опубликованных в сборнике «Сантименты» (1994 г.). Это период с 1986 по 1991 годы.второй этап мы условно называем постперестроечным, относя его начало к 1992 году. Он включает в себя одну книгу стихов «Парафразис» (1992-1996 гг.), которая представляет творческий период длиной в пять лет и является переходной в формальном и содержательном отношениях.третий период, современный, включает в себя шесть книг стихов, от книги «Интимная лирика» (1997-1998 гг.) до книги «Шалтай-Болтай» (2002 г.), опубликованных в итоговом на сегодняшний день сборнике поэта «Стихотворения» (2005 г.)Этапы творчества
Т. Кибиров выпустил в свет более 20 стихотворных сборников: «Общие места» (1990 г.), «Календарь» (1991 г.), «Стихи о любви» (1993 г.), «Сантименты: Восемь книг» (1994 г.), «Когда был Ленин маленьким» (1995 г.), «Парафразис» (1997 г.), «Памяти Державина» (1998 г.), «Избранные послания» (1998 г.), «Интимная лирика» (1998 г.), «Нотации» (1999 г.), «Улица Островитянова» (2000 г.), «Юбилей лирического героя» (2000 г.), «Amor, exil» (2000 г.), «Кто куда, а я – в Россию» (2001 г.), «Шалтай-болтай» (2002 г.), «Стихи» (2005 г.), «Кара-барас» (2006 г.), «Три поэмы» (2008 г.), «Стихи о любви» (2009 г.), «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки.1986-2009» (2009 г.).Сборники
Заслуженный деятель культуры Северной Осетии — Алании (2007). Отмечен: Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1993), премиями журналов «Знамя» (1994), «Арион» (1996), «антибукеровской» премией «Незнакомка» (1997), премией «Северная Пальмира» (1997), стипендией фонда И. Бродского (2000), премией «Станционный смотритель» (2005), грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода» (2006), дипломом премии «Московский счет» (2007), национальной премией «Поэт» (2008). Книга «Стихи» входила в шорт-лист XVIII Московской международной книжной выставки-ярмарки (2005), книги «Кара-Барас» и «На полях «A Shropshine lad»» — в шорт-лист Бунинской премии (2007).. Достижения
Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту и концептуализму. Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, самопародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов.Направления и особенности
Т. Кибиров подробнейшим образом описывает самый повседневный быт, те реалии эпохи, которые для его героя становятся жизнеобразующими элементами. Для кибировских текстов, описывающих жизнь и состояние лирического героя в контексте эпохи, характерно особое построение: многие из них не имеют ни сюжета (балладного или какого-либо иного), ни, казалось бы, четкой, окончательной композиции. Они построены на практически не откомментированном перечислении реалий времени. Поэт пытается увидеть за материальными проблемами духовную нищету советского общества.Ироническое отрицание советского бытия и быта и, с другой стороны, любовь поэта к Родине.Кибировский герой при этом не участвует в борьбе с общественной системой, так как не считает себя ее пленником. Он как бы одновременно и изнутри, и со стороны наблюдает за ее изменениями, о чем-то ностальгирует, над чем-то иронизирует (чаще всего над самим собой), делает выводы, ведя мерный монолог, иногда вступая в вымышленный диалог или каким-то конкретным адресатом, или с абстрактным читателем.Поэтическая тематика
«Меж тем отцвели хризантемы…»И в этой-то теме – и личной, и мелкой! –кручусь я опять и опять!Кручусь поэтической Белкой и Стрелкой,покуда сограждане спят.Кручусь Терешковой, «Союз-Аполлоном»над круглой советской землей,с последним на «Русскую водку» талономкружусь над забытой страной!«Чому я ни сокил?» – поют в Шепетовке,плывет «Сулико» над Курой,и пляшут чеченцы на пальчиках ловко,и слезы в глазах Родниной!Задравши штаны, выбираю я «Пепси»,но в сердце – «Дюшес» и «Ситро»,пивнуха у фабрики имени Лепсе,«Агдам» под конфетку «Цитрон»!Люблю ли я это? Не знаю. Конечно.Конечно же нет! Но опятьлиризм КВН-овский и КГБ-шныйтуманит слезою мой взгляд!<…>Чому ж я ни сокил? Тому ж я не сокол,что каркаю ночь напролет,что плачу и прячусь от бури высокой…А впрочем, и это пройдет.
ОсобенностиАвтобиографичностьПахнет дело мое, пахнет тело.Пахнут слезы, Людмила, мои.2. Ироничность и пародийностьВ полночный час такси ловяя вышел на Тверскую.Там проститутку встретил яне очень молодую.Большущий вырез на груди.Малюсенькая юбка.И Музе я сказал: «Гляди!Будь умницей, голубка!»3. Ироническая интерпретация текстов известных классиков«Все мое», – сказала скука.«Все мое», – ответил страх.«Все возьму», – сказала скука.«Нет, не все», – ответил страх. 4. Смешение цитат и аллюзийЯ Вас любил. Люблю. И буду впредь.Не дай Вам бог любимой быть другими!
Эфир струит поток цитат, Ведущий чушь несет,Поскольку двести лет назад Родилось наше все!«Неужто все?!» – безумец рек.Но я ответил: «Да!»«Навек?» – «Как минимум – навек, Но лучше бы на два».<…>Архивны юноши кривят Брезгливые уста,Уже два века норовят Сместить его с поста.Мне ж Мандельштам нейдет на ум И Бродский нехорош,Лишь он моих властитель дум И чувствований тож.Пусть он не написал «Муму», Пускай промазал он,И все же памятник ему Над нами вознесен!Оспорить трудно дурака, А убедить нельзя…Но славен будет он, пока Живу хотя бы я.
Смеховой эффектВ Питере жил парень-паренек – эх, паренек! –Симпатичный паренек фартовый,Крупную валюту зашибал он – и водилДевушек по кабакам портовым!Женщин как перчатки он менял – всегда менял! –Кайфовал без горя и печали.И шампанским в потолок стрелял – эх, стрелял! –В ресторанах Женьку узнавали! Здесь же наблюдается ещё одна особенность творчества Тимура Кибирова:ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬВо многих своих текстах он обращается к творчеству известных для всех поэтов, при этом в них прослеживается разное отношение к творчеству поэтов: достаточно добродушная пародия на тексты А.С. Пушкина, и полемическая ирония по отношению к поэзии А.Блока.
Его тексты изобилуют примерами использования данного специфического стиля письма. Кроме того, в кибировской поэзии можно найти все приметы постмодернистского мировосприятия: обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир, языковой плюрализм, стремление к совмещению несовместимого, контекстуализм, юнговские архетипы и другиеТимур Кибиров -«классик» отечественного постмодернизма