презентацияКак учились наши сверстники в древние времена (8 класс)
Насколько древняя школа отличалась от современной? Получить представление о египетской и греческой школах помогает археологический материал. В долине Нила, там, где некогда были «помещения учения», археологи обнаружили груды глиняных черепков, заменявших тетради египетским школьникам. Здесь и спряжения глаголов по лицам и числам, и спряжения вспомогательных глаголов, и спряжения глаголов с отрицательной частицей «не». Каждый пример — законченное предложение: «Не нашел я осла, который хромает», «Не прибыли те, что плыли под парусом». Сомневаться в ученическом происхождении текста не приходиться. Корявый почерк, орфографические ошибки, исправления на полях, сделанные опытной учительской рукой,- все как положено в школьных тетрадях. Особенно часто встречаются черепки с упражнениями в написании трудных слов. Правописание было настолько сложным, что в помощь изучающим его составлялись словари. Один из таких словарей ныне хранится в Москве. Слова, приведенные в нем, даны тематическом порядке: небо, вода, земля, люди, профессии. Для географических названий имелись особые словари. Для решения задач с запутанными условиями имелись учебники. Один из них хранится в Москве. Он был составлен во втором тысячелетии до нашей эры. Большинство задач московского учебника носит практический характер: вычислить длину весла и высоту мачты, распределить суточный рацион войска и т.д. Но есть в учебнике и такие задачи, в которых искомым является отвлеченная величина «икс»- по-египетски «куча»: « Пусть сказано тебе: ищется куча. Она вместе с двумя третями ее, половиной и одной седьмой должна составить 37». В зажиточных греческих семьях каждый мальчик находился под присмотром педагога- наставника ( «педагог» в переводе с греческого означает «воспитатель», «наставник». Давать мальчику образование вменялось в обязанность свободным гражданам Эллады. При этом за обучение в частной музической школе приходилось платить. Греки говорили: «Сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают ее посещать». Музическими школы назывались потому, что перед их зданиями стояли статуи муз, покровительниц искусств и науки. Раскопав музическую школу в Приене, археологи поразились обилию надписей на стенах ее классный комнат. Как только ученики овладевали грамотой, они начинали портить стены, хотя им за это грозила порка. Наказание школьника розгами было явлением обычным. В Берлинском музее хранится греческий папирус, на котором рукой учителя красиво и четко выведено: «Будь прилежен, мальчик,иначе будешь бит»; ниже эта пропись четыре раза повторена учеником. В классах приенской школы археологи обнаружили письменные принадлежности учеников- пластинки, покрытые воском, костяные и металлические стило с заостренным концом для письма и тупым для заглаживания воска, крестообразные линейки для выравнивая строк. Каллиграфии , как и в Египте, в Греции придавалось немаловажное значение. Помимо письма и чтения литературных текстов в программу музической школы входили математика, рисование, музыка.Греки считали, что человек должен развиваться гармонически. Поэтому занятиям физическими упражнениями уделялось не меньше времени, чем занятиям общеобразовательными предметами. Начиная с двенадцатилетнего возраста, школьники вторую половину учебного дня проводили впалестре- гимнастической школе. Под руководством опытного педотриба- преподавателя гимнастики – они бегали, прыгали, метали диски и копья, обучались верховой везде. Нельсон