Презентация по мхк античная этика


Античная этика Греческая культура Сысоева Е.Ю. Рафаэль «Афинская школа» 1509 -1511 Сократ (469-399 гг.до н.э.) Источник света или раздражающая загадка?Интерес к природе человека,анализ взаимосвязей между людьми Колоритная и противоречивая фигура Сократа отражается в его учениках платон антисфен ксенофонт АРИСТИПП (445-386 гг.до н.э.) Высмеян Аристофаном Сатирические «Облака» (423 г)Сократ изображен как мошенник и софист, обучающий хитрить в суде и обманывать кредиторов.Сомнение в могуществе богов«мыслильня мудрых душ» Противоречивость Сократа Уживается критика власти большинства и почитание законов, беспрекословное выполнение гражданского долга.Ирония и сомнение уживается рядом с глубокой верой в добрую основу человека.Сознание своего ничтожества неразрывно связано с верой в собственное предназначение. Отважный воин Пелопонесская война (431 - 404 гг.до н.э)Трижды сражался как храбрый воин.432, 424, 422.Спас Алкивиада, Ксенофонта, поднимал дух деморализованных солдат. Сократ – олицетворение философии, поиска абсолютной истины Общепринятые нормы человеческих поступков существуют потому, что существует общезначимое знание.Надо сообщить его людям Глубокое «бродячее исследование»-изучение собственного невежества Дельфийское предсказание - «Нет человека мудрее Сократа».Если люди не осознают своего невежества и успокоятся –Афинам грозит гибель. Повивальный метод приведения людей к истине Спор – духовное повивальное искусство.Важно довести до сознания человека дремлющее в нем знание.Истину нельзя внушить, а можно только самостоятельно открыть для себя К благу каждый приходит своим умом Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, но ему можно помочь «родить плод добродетели» = маевтика Призыв к самопознанию Человек должен сделать усилие познать то, что заложено в нем.«Познай самого себя» происходило из утверждения «добродетель есть знание».Нравственное совершенствование личности невозможно без познания своих способностей и сил. Этический рационализм Фундамент добродетели - не внешнее соблюдение нравственных предписаний, но познание их необходимости.Правильное поведение и истинное знание неотделимы друг от друга («зло есть ошибка суждения»)Самопознание – источник всех свойств, благодетельных для индивида и общества, и стало бы ведет к идеалу общежития.Воля и желания должны подчиняться разуму. Добродетель и знание тождественны Между мудростью и нравственностью Сократ не признавал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным.Справедливые поступки и вообще поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. (Ксенофонт) Обвинение Сократа «Он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвинялся он и в развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть» Почему? Слышит свой голос «деймон», никто не имеет права слышать голоса, кроме пифии.Критикует порядки афинской демократии (казнь 6 стратегов, выборы жеребьевкой).Внушает сомнение юношеству, отвлекает от реальных дел – созидания материальных благ. Почему? «Его острейший ум его критически направленная философия смущали очень многих. И афиняне решили так, что уж лучше не будет самого Сократа с его чересчур критическим умом, чем будет поколеблена старинная вера и благочестие» Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Ученики недостойные учителя Алкивиад и Критий – нерадивые ученики Сократа, предали интересы Родины и демократии.Это сильно повредило педагогической репутации философа. Главная задача – сорвать маску глупости и невежества «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.» «Я тот, кого бог дал вам, чтобы вы сделались лучше…Если вы меня казните, вам вторично не окажут такого благодеяния…» Ж.Л. Давид «Смерть Сократа» 1787г. Добровольная смерть Сократа Свобода духа карается смертью..Истина – есть то, за что человек может умереть.Сократ истину нашел… Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы потом стать законодательницей. …мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью.И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя к смерти», он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа». Нарсесянц В. Казнь Сократа Доказала его мужество и верность взглядам.Уязвимость позиции (???) (отождествил афинские законы с истиной).Источник прозрения для его последователей. «Мы должны Асклепию петуха»… Отблагодарить бога врачевания птицей за выздоровление своей души (освобождение ее от тела) Горькая ирония Резюме Самопознание – источник всех средств, благодетельных для индивида и общества, ведет к идеалу общежития.Нравственные убеждения не привносятся извне, а рождаются внутри индивидаПримат духа над телом.Аскетизм.Главное – освободиться от рабского подчинения готовым мнениям. Платон (427-347 гг.до н.э.) АристоклАристократическое происхождениеВсестороннее образованиеУвлечение театром и поэзиейСудьбоносная встреча с СократомПоэтичность и метафоричность философии Платон – творец идей Чувственный и сверхчувственный миры.В стране идей все совершенно и прекрасно, каждая идея – это идеал, к которому нужно стремиться. МИР СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙВЕЧНЫЙ НЕИЗМЕННЫЙИДЕАЛЬНЫЙ МИР ЧУВСТВЕННЫЙ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙПРЕХОДЯЩИЙНЕСОВЕРШЕННЫЙ «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и матери, а возникающее от этого детище есть любая реальная вещь» А.Ф. Лосев Символ пещеры Люди – пленники пещеры, наблюдающие тени, отражающиеся на стене.Философ – человек, получивший возможность увидеть, что в действительности представляют собой предметы, тени которых он наблюдал раньше на стене пещеры. Обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь Возможны только по мере отрешения души человека от всего земного, чувственно-телесного, неподлинного и устремлении в мир сверхчувственных умопостигаемых идей. Высшая идея – идея блага благо душевное телесное стороннее СправедливостьМужествоздравомыслие КрасотаЗдоровьеХорошее сложениеСила ДрузьяБогатствоСчастье отечества Учение о душе Души созерцали вечные идеи еще до того, как попали в тело человека, и они существуют после его смерти. Душа способна к созерцанию мира идей и воспоминанию о своем пребывании в нем, благодаря чему они становятся доступны человекуЗемное существование души 10 тысяч лет.«Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству… перейдет, вероятно, в породу ослов или подобных животных» Душа – это колесница Возничий – это разумКрылатые кони – ВОЛЯ и вожделениеВозвыситься над чувственным миром – главная задача. Трем частям души соответствуютдобродетели мудрость мужество умеренность справедливость равновесие Добродетель человека зависит от: 1) какая способность является преобладающей;2) степени совершенства этой способности.Первое от человека не зависит (является врожденным) Второе – приобретенным, результат воспитания и земного образа жизни функции управления защиты Материальногообеспечения философы воины Ремесленникиземледельцы добродетели МУДРОСТЬ МУЖЕСТВО УМЕРЕННОСТЬ Идеальное государство Наибольшое благо в душе человека Наибольшое зло Единство и гармония раздор Резюме Добродетель – вернейший путь к счастью.Счастье – цель жизни человека.Наслаждение не может иметь абсолютной ценности, так как рождает все новые желания.Высшее благо – сочетание знания и наслаждения по принципу меры, истины и красоты. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) «Делание добра позволяет приобщиться к участи богов…Старайся быть скор на добрые дела и медлителен на гнев:первое – царственно и милостиво, второе –отвратительно и свойственно варварам» Самый универсальный гений античности Для того, чтобы установить истину необходимо установить соотношение между идеальным общим и материальным частным.Строгая система логических доказательств.Создал систему натурфилософии и политических наук Учитель Александра Македонского Этот неудачный педагогический эксперимент привел Аристотеля к убеждению, что «знание имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению к добродетели» Аристотеля тоже обвинили в нечестии «за то, что он не поклоняется идолам, которых чтили в те времена».Уехал на о.Эвтею, ибо не хотел, чтобы сограждане вторично совершили преступление перед философией. Этика Существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным».Цель этики – не познание, а поступки.Нравственный человек может быть невеждой, а знающий - безнравственным.Основанием нравственного поведения является – разум в единстве с неразумной частью души. Благо учение о высшем благе, учение о природе добродетелей учение о конкретных добродетелях. Высшее благо существует, оно достижимо.Обладание благом – есть счастье. В медицине – это здоровье, в военном деле - победа, в искусстве – наслаждение. Дает определения основным понятиям этики Благо- то, к чему все стремятся Для грубых –НАСЛАЖДЕНИЕ Для благородных – В ПОЧЕСТЯХ Для мудрых – в СОЗЕРЦАНИИ Нравственность Формируется путем накопления нравственных привычек. Наука дает знания, отличающие истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло. Истинное благо человека – активная позиция Деятельность души, сообразной с добродетелью и при том в течение всей жизни.Только действуя человек может определить, каков он. Впервые на место судьбы встает свобода воли «Человек есть принцип своих действий».«В нашей власти быть нравственными или порочными людьми» Главенствующие добродетели соответствуют античной традиции МУДРОСТЬ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ 11 этических добродетелей мужество умеренность щедрость великолепие великодушие честолюбие ровность любезность правдивость дружелюбие Самая необходимая добродетель для людей СПРАВЕДЛИВОСТЬ МЕЖДУ ТЕРПЕНИЕМ И ПРИЧИНЕНИЕМ ОБИД МЕЖДУ ЧРЕЗМЕРНО УСЕРДНЫМИ НЕБРЕЖНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЙ «Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе. По природе мы бываем склонны к крайностям. Одна из крайностей более ошибочна ,чем другая. Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями надо научиться управлять ими, больше всего отклоняя от себя наслаждение» Этика Никомахова Добродетель – нечто среднее между двумя противоположностями МУЖЕСТВО ТРУСОСТЬ ОТВАГА ЩЕДРОСТЬ СКУПОСТЬ МОТОВСТВО «Золотая середина» «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому избыток и недостаток – принадлежности порока, середина – принадлежность добродетели». Разумные добродетели НАУКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ ИСКУССТВО ПРАКТИЧНОСТЬ «Наука есть приобретенная способность душ к доказательствам…»«Искусство и приобретенное душевное свойство творчества, следующего истинному разуму, – одно и то же». Этика Аристотеля Этика Аристотеля несет на себе отпечаток эпохи Женщина – существо второго сорта. Лучшие из добродетелей – мужество, практичность, мудрость –недоступны для нее.Раб не входит в сферу морали. «Дружба и справедливость невозможны по отношению к неодушевленным предметам, так же как по отношению к рабу.» Стыд и совесть Контрольные механизмы добродетели Киники – самый короткий путь к добродетели Ищу человека… Диоген Ключевые понятия греческой этики С (б) ДМ (р) У (н) С – счастье М – мудрость Д –добродетель У - удовольствие Формула Сократа С=М=Д=УРазум превалирует над чувствамиЗнание ведет к удовольствию, становящемуся благом Платон и Аристотель С=М+Д+У«Умеренность в наслаждении – золотая середина между невоздержанностью и бесстрастностью» Киники и киренаики С=Д =М С=У Аристипп из КиреныГимнасия Киносарг(вел беседы Антисфен).Расхождение по вопросу внешних обстоятельств для достижения удовольствия Голое тело и нищенский посох… Приоритет личных интересов над общественными,Труд есть благо;Презрение к внешнему миру, общепринятым нормам«Праздник – повод для обжорства»Суровость в общенииРадикальный аскетизм гражданин мира Не принадлежащие к свободным гражданам люди (рабы, бродяги, бесправные люди)настроенные против обычаев и культуры государстваГлавное –достижение добродетели и внутренней свободы Кто такие киники? Самодостаточность = автаркия Не завися не от чего внешнего, мы уподобляемся божеству, которое самодостаточно. Только ограничивая потребности, избегая роскоши и наслаждения, можно обрести добродетель. Афоризмы Безвестность есть благо.Справедливого человека цени больше, чем родного.Какая наука самая важная? Наука забывать ненужное. Легендарный Диоген – идеал кинической жизни Воздействовал больше на чувства, чем на ум.« я беру пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне им нужно петь» Апофеоз внутренней свободы - Свобода достигается аскезой Постоянная тренировка души и тела;Воспитание презрения к удовольствиям и привязанностям.Просил подаяния у статуи – «приучение к отказу». Какие люди самые благородные?Презирающие богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитающие все противоположное – бедность, безвестность, труд, смерть.Диоген говорил, что знает многих, которые состязаются в борьбе и беге, но никогда не видел, чтобы состязались в искусстве быть прекрасным и добрым…. Эпитафия Диогену «Пусть состарится медь под властью времени – все жеПереживет века слава твоя, Диоген:Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,Ты указал нам путь, легче которого нет» Киренаики Жить приятно БЛАГО Жить неприятно зло ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОМУ СЧАСТЬЮ Киренаики Аристипп из Кирены«Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии с обстановкой» Диалог двух философов - Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов Диоген - А если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы чистить овощи Аристипп «Лови момент наслаждения» Удовольствия телесные духовные Подлинные удовольствия Более интенсивны Резюме У киренаиков мораль приспосабливается к обыденной жизни У киников – противопоставляется ей.«Я бы предпочел безумие наслаждению». Антисфен Эпикур Сад Эпикура«Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо».Выше всего чувство, а не разум.«Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало» Теория наслаждения ЖЕЛАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ВЗДОРНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ НЕНЕОБХОДИМЫЕ ЕДА, ЖИЛЬЕ ИЗЫСКАННЫЕЯСТВА НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕПРИВОДИТ К СТРАДАНИЮ Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями;полезно воздержаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий» Если страдание будет превышать удовольствие, от желания следует отказаться. Необходимы лишь те желания, неудовлетворение которых ведет к страданию Критерий удовольствия - длительность, а не интенсивность.Необходим подсчет соотношения удовольствия и страдания.Душевные удовольствия более длительны, к ним и нужно стремиться. ЗНАНИЯ ДРУЖБА Душевные удовольствия «Мудрец знает меру своих сил и разумно пользуется ими… Ему известно, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения, источником которого могут быть только духовные блага – дружба и знания.» Резюме Высшее благо обеспечивают не добродетели, а чувства.Эпикур наполняет принцип удовольствия нравственным содержанием.Предпочтение духовных удовольствий чувственным. Литература Боннар А. Греческая цивилизация – М., 1995Лосев А.Ф, Тахо-Годи. Платон и Аристотель. – М., 1993.Кондрашов В.А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Учебное пособие.- Ростов –на –Дону, 1999.Таранов П.С. Философия изнутри в 2 тт. – М., 1996.Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995.